Комитет по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП подвел итоги работы в 2013 году

Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей Очередное заседание Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями СОСПП состоялось 19 февраля.

В работе Комитета приняли участие руководитель администрации губернатора Свердловской области Сергей Пересторонин, председатель Уральского отделения РАН, академик РАН Валерий Чарушин, заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Сергей Сарапулов, председатель судебного состава первой инстанции Свердловского областного суда по уголовным делам Равиль Измайлов, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин, исполнительные Вице-президенты СОСПП Марина Вшивцева и Татьяна Кансафарова.

Заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Сергей Сарапулов проинформировал собравшихся о перспективах развития Северного управленческого округа в рамках выполнения решений Губернатора и Правительства Свердловской области по комплексному социально-экономическому развитию Северных территорий, принятых на заседании Президиума Правительства Свердловской области от 6 февраля 2013 года.

По словам Сарапулова, перспективы развития округа связаны, в первую очередь, с наличием на его территории большого количества природных ископаемых, развитием предприятий горно-металлургического комплекса, лесопромышленного комплекса, машиностроения. Также стратегически важную роль для развития округа имеет промышленность строительных материалов.

Развитие транспортно-логистического комплекса северных территорий связано с вводом в эксплуатацию участка автомобильной дороги Ивдель – ХМАО, поскольку северный "куст" городов (7% промышленного производства области) находится недалеко от крупнейшего рынка сбыта инвестиционной продукции России – ХМАО-Югры.

Сергей Сарапулов отметил довольно устойчивые тенденции развития машиностроительной отрасли; например, Волчанский механический завод в 2013 году освоил производство новых видов железнодорожных вагонов.

В качестве проблем развития лесопромышленного комплекса Сарапулов отметил, что освоение лесов северных территорий сдерживается суровыми климатическими условиями, отсутствием транспортной инфраструктуры, труднодоступностью и удаленностью лесов от населенных пунктов (100 км и более. Среди приоритетных инвестиционных проектов в этой сфере была названа организация лесоперерабатывающего производства в пос. Красноглинный Серовского района.

В ключевой для округа горно-металлургической отрасли реализуется ряд инвестиционных проектов–в ОАО "ЕВРАЗ Качканарский ГОК" (строительство нового отсекахвостохранилища), ОАО "Металлургический завод им. А.К. Серова" (Строительство машины непрерывного литья заготовок).

В качестве наиболее острой социально-экономической проблемы названо решение ОК "РУСАЛ" о консервации электролизных мощностей на Богословском алюминиевом заводе с декабря 2013 года. В то же время, социальная обстановка на предприятии и в городе Краснотурьинске стабилизировалась, в том числе за счет дополнительных социальных гарантий.Рассматриваются вопросы диверсификации экономики городского округа, в том числе в рамках проекта создания индустриального парка на площадке БАЗ-2.

Наконец, на ОАО "Севуралбокситруда" в апреле 2014 года планируется ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса шахты "Черемуховская-Глубокая": общая производственная мощность шахты составит 2 млн. тонн бокситов в год.

Председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Анатолий Сысоев рассказал о первоочередных проблемах, решением которых Комитет занимался в 2013 году, и задачах промышленности на 2014 год.

Одно из приоритетных направлений деятельности Комитета - расширение экономической, научной и производственной кооперации между Свердловской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами с целью совместного освоения северных территорий ХМАО, ЯНАО и усиления встречного товаропотока между регионами.

В 2013 году были проведены исследования основных инвестиционных проектов по территории ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. На основании изучения рынков сбыта разработаны и утверждены госпрограммы развития промышленности и стройиндустрии Свердловской области по 2020 год,идет разработка программы развития Северных территорий Свердловской области. Наметилась тенденция к формированию долговременных планов развития области до 2020 г. по основным направлениям, прежде всего, программ по промышленности и стройиндустрии.

Касаясь вопросов развития транспортной инфраструктуры, докладчик отметил, что после завершения строительства автомобильной дороги Ивдель – ХМАО грузопоток из области в регион ХМАО увеличился многократно. Доставка грузов идет за 5-6 часов вместо 5-6 дней железнодорожным транспортом.

Сегодня идет разработка концепции Уральского Полярного Транспортного Коридора (УПТК), включающего в себя:

- железную дорогуИвдель – Обская – порт Сабетта для организации экспортно-импортных перевозок из Урала и Сибири в Европу и Азию

- автомобильную дорогуИвдель – Приобье – мост через Обь в п. Андра – Надым

водный путь: порт Сергино – Салехард – порт Сабетта

Анатолий Сысоев также проинформировал собравшихся о создании Уральского строительного кластера (УСК), который объединяет 6 территориальных и специализированных кластеров, 167 предприятий, 55 тыс. работников; общий объем производства – 150 млрд. руб. Кластеры смогли резко увеличить производство на основании изучения рынков сбыта и комплексного обеспечения инвестпроектов.К примеру, по Северному промышленно-строительно-логистическому кластеру, входящему в УСК, объем производства увеличился в 2013 г. против 2011 г. в 5 раз, что было достигнуто без роста численности работников; производительность труда выросла в 2 раза.

Также в 2012-2013 гг. Комитет СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями поднимал вопросы по остановке роста тарифов естественных монополий. Удалось добиться снижения железнодорожных тарифов в 2013 году в 1,5 раза, остановлен рост тарифов на электроэнергию, и в дальнейшем рост тарифов будет на уровне инфляции.

Докладчик сообщил, что остаются пока до конца не решенными вопросы по изучению и завоеванию рынков сбыта по отраслям, отсутствуют институты маркетинга и конъюнктуры рынка, нет программы завоевания межрегиональных рынков сбыта, прежде всего, по машиностроению.

В конце прошлого года Союз предприятий стройиндустрии Свердловской области, по инициативе Председателя Правительства региона, подписал соглашение о совместных действиях с Союзом строителей ХМАО-Югры. В марте будет подписан план о взаимных действиях сторон на территории ХМАО и Свердловской области. В связи с этим, назрела необходимость подписания аналогичных соглашений с крупнейшими компаниями нефтегазового секторапо Союзу машиностроителей Свердловской области.

Очень серьезные проблемы сегодня сложились в агропромышленном комплексе, который лишен источников финансирования расширенного воспроизводства. Причины: несправедливое соотношение цен между сельхозпроизводителями, переработчиками и розницей.

За период с 2008 по 2013 гг. инфляция в стране выросла в 1,6 раза, а цена на молоко – на 116%. При этом в данный период наблюдалось падение закупочной цены на молоко по сравнению с докризисным уровнем. Если в 2008 г. она составляла 14,2 руб./литр, то в 2009 г. - 10,4руб./литр, в 2010 г. - 12,1руб./литр, в 2011г. - 13,1руб./литр, в 2012 – 13,5 руб./литр. Только в 2013 году она превысила уровень 2008 года и составила 16,5 руб./литр.

Налицо необходимостьрегулированияценовых соотношений между участниками сельскохозяйственного рынка. По мнению Сысоева, расчетная закупочная цена на молоко должна составлять около 22,72 руб./литр.

Также было отмечено, что машиностроительная отрасльсегодня попала в структурную "вилку": проценты по банковским кредитам составляют 15-20% при средней рентабельности в отрасли - 7%. К этому следует добавить высокие залоговые обязательства (в 3-4 раза выше "тела" кредита) и высокие риски.

Все это самым негативным образом влияет на развитие машиностроения. Не случайно доля машин и оборудования в обрабатывающей промышленности составляет: по России – 21,5%, Германии – 42,8%, Японии – 44,4%.

Анатолий Сысоев считает: стране необходимареиндустриализация экономики. Для этого нужно создатьрядмакроэкономических условий, в том числе, установить процентную ставкупо кредитам для промышленных предприятий не выше средней рентабельности по отрасли, увеличить амортизационные отчисления с пересчетом стоимости основных фондов, обеспечить направление накопительных фондов на инвестпроекты под общемировые проценты кредитования и др.

По словам Сысоева, комитет в 2014 году сосредоточит свое внимание на нескольких важнейших задачах, включая:

- максимальное привлечение внимания к вопросам реиндустриализации машиностроения,

- выстраивание добросовестных взаимоотношений в агропромышленном секторе между государством, сельхозпроизводителями, переработчиками и розницей с целью создания условий для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве;

- отработка механизма субсидирования в промышленности, стройкомплексе и АПК.

- создание долговременной программы развития инфраструктуры как внутри региона, так и с учетом выхода в межрегиональное экономическое пространство, в том числе и на внешние рынки.

- проблема моногородов должна решаться путем формирования полиагломераций: для их создания, в первую очередь, следует выбирать город, имеющий инвестиционный потенциал – например, Краснотурьинск.

- нет полной законодательной базы по особым экономическим зонам, индустриальным паркам и т.д. Нужно профессиональное управление особыми зонами и индустриальными парками.

- необходимо создание единого инвестиционного центра под руководством одного из заместителей Председателя Правительства Свердловской области для мониторинга всех инвестиционных проектов, долговременного планирования,

- следует концентрироваться на финансировании, разработке и внедрении инвестпроектов. Сегодня главная задача - даже не объемы финансирования, а скорость процесса реализации задуманного инвестроекта, включая его разработку, внедрение и своевременное эффективное финансирование и субсидирование.

- необходим централизованный мониторинг всех инвестпроектов и доведение их до реализации.

Анатолий Сысоев полагает, что "сегодня идет война, настоящая война за рынки сбыта, и противник не думает нас щадить или сохранять". Соответственно и действовать надо как на войне: планировать, прогнозировать, быстро реагировать на изменения и изучать поле боя – или рынки.

Председатель Уральского отделения РАН, академик РАН Валерий Чарушин выступил с докладом об итогах Дней уральской науки и инноваций в ЯНАО, которые прошли осенью прошлого года, и перспективах освоения северных и арктических территорий.

Как отметил Валерий Чарушин, Арктика имеет для России стратегическое значение. В настоящее время сотрудники УРО РАН проводят фундаментальные исследования по проблемам обоснования пространственного размещения инфраструктурного каркаса ЯНАО, экспедиционные исследования в ЯНАО для формирования новых региональных полюсов экономического роста, большое внимание уделяется проблеме рационального природопользования.

Валерий Чарушин отметил, что эти исследования носят прикладной характер и имеют большое значение для укрепления позиций уральского бизнеса в арктическом регионе.

С докладами о конкретных разработках УрО РАН по различным научным направлениям выступили директор Института геофизики УрО РАН Петр Мартышко, кандидат геолого-минералогических наук Владимир Дружинин, директор Института химии твердого тела УрО РАН Виктор Кожевников, директор Институтв горного дела УрО РАН Сергей Корнилков, доктор географических наук Владимир Литовский.

В частности, в докладе Владимира Литовского отмечено, что для Среднего Урала в логистике основных евроазиатских транспортных осей слабым звеном было и остается отсутствие меридиональных связей с морскими коммуникациями, прежде всего, Северным морским путем. В связи с этим большое значение имеет развитие транспортных путей меридионального направления, развитие которых предусматривает концепция Уральского Полярного Транспортного Коридора.
Источник информации
Пресс-служба СОСПП
Компании
Опубликовано 26.02.2014