Российский инжиниринг с 2014 года обретет государственную поддержку

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по обсуждению подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна". Эксперты Союза машиностроителей России, Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" и Общественного совета при Минпромторге России высказали свое мнение относительно документа.

Главная претензия специалистов к подпрограмме, на финансирование которой в совокупном объеме выделяется более миллиарда долларов,заключается в том, что она не содержит определение термина "инжиниринг" и "инжиниринговая деятельность". Между тем, времени на доработку остается все меньше: подпрограмма должна вступить в силу уже со следующего года. Как отметил председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России Владимир Сметана, при реализации любых госпрограмм очень важно понимать, какой термин уложится в системе правоприменения. "Особенно с учетом выделения таких бюджетов. Когда мы начинали работу над обсуждением дорожной карты по развитию инжиниринга, нам обещали, что эти термины мы увидим в подпрограмме, но этого до сих пор нет. Для нас критично и чрезвычайно важно понять, что такое инжиниринг, но ни в дорожной карте, ни в подпрограмме пока этого разъяснения нет", - отметил он.

К этому мнению присоединился и директор СРО НП "ПроектСвязьТелеком" Александр Воронец, который отметил, что из-за отсутствия терминов в подпрограмме непонятно – куда, зачем и кому будут направляться деньги. "Предусматриваются льготы неким инжиниринговым центрам, но не говорится ни слова о том, что такое "инжиниринг" просто потому, что в подпрограмме не нашлось для этого места. Это абсурд. А "промышленный дизайн" – это вообще абстрактное понятие, существующее только в названиях дорожной карты и проекта подпрограммы. В какой промышленный дизайн будут вкладываться деньги? Ведь и у лопаты есть промышленный дизайн, но, наверное, имеется в виду что-то другое", - заметил он.

Минпромторг отреагировал на эти замечания экспертов. Как отметил директор Департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, дефиниция терминов "инжиниринг", "инжиниринговая деятельность" - очень важна. "Да, вы правы. И в ходе работы над подпрограммой мы на самом деле сформулировали такую позицию, но с учетом того, что нам текст надо делать достаточно сжатый, а там невозможно сделать довольно много дефиниций, мы планируем включать требования к тому, что такое основные виды инжиниринговой деятельности в правила по субсидиям", - подчеркнул он, отметив, что аналогичный опыт используют коллеги из минэкономразвития, в постановлениях которых используется термин "инжиниринг".

Кроме того, представитель ведомства добавил, что определения инжиниринга будут включены в одно из положений закона "О промышленной политике", разработкой которого сейчас и занимается Министерство. "Был бы очень признателен, если бы Союз машиностроителей России в официальном запросе в адрес Министерства выслал свои предложения по дефиниции этого термина для включения в закон о промполитике", - предложил он коллегам.

На другие минусы подпрограммы обратил внимание заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин, который заметил, что в проекте документа не просматривается влияния реализации подпрограммы на повышение конкурентоспособности российской промышленности, нет ясной постановки задачи. "Необходимо, чтобы система инжиниринга превратилась в объективный инструмент перехода от этапа научных исследований к разработке инженерного образца, который мог бы быть реализован в производстве и соответствовал требованиям перспективной конъюнктуры. В подпрограмме эта задача не поставлена. Кроме того, не проведен достаточный анализ существующей отечественной практики инжиниринга, нет ни одного упоминания о технологических платформах. Я понимаю, что инжинирингом и технологическими платформами занимаются разные ведомства, что ведомства превратились в феодальные княжества, но в данном случае для того и существует Общественная палата, чтобы ломать эти феодальные перегородки и заставлять ведомства садиться за стол и интегрировать эти процессы", - считает Дискин.

По его мнению, без этой интеграции невозможно вести речь о конкурентоспособности российской промышленности. "Наконец, нельзя строить программу, не используя конкурентные преимущества российской инженерной мысли. Здесь больше, чем где-либо в мире, писали математические модели, и первое, что, казалось бы, следовало сделать – из моделей, которые были созданы на государевы деньги, собирать пакеты под технологические платформы с тем, чтобы на их основе радикально ускорить процессы инжиниринга через эффективное моделирование", - подчеркнул общественник.

И снова представитель Минпромторга согласился с экспертом, отметив, что сегодня обсуждается законопроект не столько об инжиниринге, сколько в целом об инженерном деле. "Одна из проблем, которую высказывают коллеги – необходимость создания института инженера, который подписывает личной подписью проектную документацию, который отвечает за качество проекта своим статусом", - заметил Василий Осьмаков.

В целом, как заметил модератор дискуссии, гендиректор ОАО "Росэлектроника", Председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли, член правления Союза машиностроителей России Андрей Зверев, круглый стол доказал эффективность обсуждения подготовки любых правительственных документов с экспертами. "Союз машиностроителей России, как и Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям", внесли очень серьезный вклад, в то, что такая подпрограмма была разработана и, надеюсь, будет принята и успешно заработает. Можно говорить о том, что со следующего года будет усилена государственная поддержка и будут разработаны меры государственной поддержки инжиниринга в России. Хотя, как показала сегодняшняя дискуссия, есть определенные проблемы в понимании, что такое инжиниринг вообще и что такое промышленный дизайн. На круглом столе эти термины получили уточнение, были высказаны достаточно хорошие замечания по поводу того, что считать инжиниринговой деятельностью. Было подчеркнуто, что инжиниринговая деятельность промышленных предприятий, а не только чисто инжиниринговых компаний, тоже должна учитываться. Думаю, что все наши замечания будут учтены. В целом, можно отметить, что произошла хорошая живая дискуссия, итогами ее я доволен", - резюмировал Андрей Зверев.

Следующее обсуждение подпрограммы об инжиниринговой деятельности и промышленном дизайне состоится 18 декабря на базе Общественного совета Министерства промышленности и торговли РФ.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 17.12.2013