Экспертный совет Минтруда рассмотрит профстандарты, разработанные СоюзМаш России

Совместная работа Союза машиностроителей России, Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" и МГТУ "СТАНКИН" по разработке профессиональных стандартов для предприятий отечественного машиностроения близка к завершению. Уже в конце октября на Экспертном совете Министерства труда и социальной защиты РФ будут рассмотрены проекты профессиональных стандартов. Эксперты Союза предполагают, что особых замечаний не возникнет, ведь к разработке профессиональных стандартов были привлечены специалисты высочайшего класса, а во время подготовки проведены консультации с экспертным сообществом и слушания в Общественной палате.

По словам проректора по постдипломному образованию МГТУ "СТАНКИН" Юлии Еленевой, в процессе разработки профессиональных стандартов Союзом машиностроителей России было инициировано широкое общественное обсуждение. "Дискуссии шли на профильном сайте Министерства труда и социальной защиты, на порталах СоюзМаш России, Лиги содействия оборонным предприятиям, а также в социальных сетях и в региональных отделениях Союза. Кроме того, мы провели слушания в Общественной палате РФ, где в качестве экспертов выступали ведущие специалисты вузов, объединений работодателей, крупнейших промпредприятий России. В результате были получены замечания, часть из которых учтены в подготавливаемых нами документах", - рассказала представитель ВУЗа.

По ее словам, профстандарт должен использоваться в целях удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах, а главное требование предприятий к своим работникам – умение человека саморазвиваться, расти в профессиональном и личностном плане. Но кроме этого, как добавила Юлия Еленева, стандарт профессии должен коррелировать с государственными образовательными программами, служить основой для их разработки и обеспечивать возможность проведения квалификационной сертификации персонала. "И самое главное – профессиональный стандарт должен учитывать тенденции развития машиностроительной отрасли и изменения соответствующих видов профессиональной деятельности, формировать компетенции специалистов с опережением", - рассказала Еленева. Дело в том, что профессиональные стандарты, по сути, являются квинтэссенцией требований работодателей к потенциальным работникам, и на основании этих требований должны формироваться федеральные государственные образовательные стандарты и актуальные дополнительные образовательные программы. Поэтому разрабатывая профстандарт, нужно учитывать, что специалист, отвечающий ему, может быть подготовлен только через пять лет учебы в институте.

После утверждения профстандартов, разработанных Союзом машиностроителей России, в Министерстве труда и социальной защиты к процессу подключатся ведущие технические вузы, задачей которых и станет разработка новых учебных программ. А уже потом, как рассказала Юлия Еленева, к делу вновь подключится крупнейшая общественная организация российских машиностроителей, эксперты которой должны будут определить отраслевые рамки для каждого из 40-ка разработанных профессиональных стандартов. "Машиностроение – широкая отрасли, поэтому, нужно будет разрабатывать отраслевые рамки стандартов, которые уже детально будут определять круг компетенций, навыков и знаний специалистов в области автомобилестроения, машиностроения, станкостроения и т.п.", - рассказал она.

Кроме того, специалисты СоюзМаш России примут активное участие и в выработке требований к сертификации профессиональных квалификаций сотрудников на промпредприятиях. Как пояснила Еленева, в связи с принятием новых профстандартов, на промышленных предприятиях может проводиться аттестация сотрудников, для чего должны быть обозначены оценочные критерии. "То есть, должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, в соответствии с которыми человеку будут предлагаться различные задания, по итогам выполнения которых, будут приниматься решения о подтверждении его квалификации или решения о повышении его квалификационных показателей. Выглядело бы вполне логичным, если бы разработку этих контрольно-измерительных материалов поручили бы специалистам Союза", - резюмировала она.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 22.10.2013