Эксперты Думского Комитета по промышленности направят в адрес Президента РФ свои предложения по реформированию космической отрасли

Комитет Государственной Думы РФ по промышленности направил в адрес Главы государства предложения по реформированию Федерального космического агентства. Члены сразу двух Экспертных советов - по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса и по авиационно-космическому комплексу - поддержали предложение Первого заместителя председателя Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева о необходимости создания при Президенте РФ Совета по развитию авиационно-космической отрасли. Кроме того, рекомендации экспертов в адрес Главы государства будут содержать альтернативные предложения по реформе Роскосмоса.

По мнению председателя комиссии Общественной палаты России по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосифа Дискина, в реформе, предложенной Правительством, применяются стереотипные решения, которые исходят из логики административных реформ, актуальных еще десять лет назад. "Такие решения принимаются только тогда, когда не определены формальные критерии, когда невозможно оценить результаты деятельности определенных структур. Но в Роскосмосе заказчик вполне очевиден: с одной стороны - это ВПК и Министерство обороны РФ, с другой – мировой рынок. И есть яркий пример, как государственная корпорация вполне успешно работает с этими двумя заказчиками, твердо понимая, как должны выдерживаться критериальные характеристики по этим двум направлениям. Поэтому, к реформе Роскосмоса нужно подойти с этой же стороны", - рассказал он.

Создание вертикально-интегрированной структуры, наподобие уже существующей Госкорпорации Росатом, в которую были бы включены не только органы управления, но и все промышленные активы, стало бы адекватным шагом в реформировании российской космической отрасли, считает эксперты. По мнению Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, обе позиции – Правительства и экспертного сообщества – имеют право на жизнь, и выбор теперь должен сделать Президент. "Росатом имеет большое сходство с Роскосмосом, как в плане военной компонентной составляющей, в части необходимости расширения международной кооперации, международного сотрудничества, так и с точки зрения наличия критической инфраструктуры в своих производственных промышленных объектах. Позитивный опыт существующей Госкорпорации позволяет предоставить дополнительные аргументы в поддержку позиции экспертного сообщества. Лимит ошибок и неудач в развитии российского космоса на сегодня уже исчерпан, запас прочности значительно истончился, права на ошибку в реформировании Роскосмоса – нет. Поэтому, вместе с основным предложением Правительства, мы направим в адрес Президента альтернативное, в котором будет обобщено мнение части экспертов", - рассказал Владимир Гутенев.

По словам депутата, основными критериями, которыми следует руководствоваться при реформировании Роскосмоса, являются вопросы экономической и военной безопасности, а также возрастание престижа государства. "Кроме того, космическое ведомство не просто способно, а обязано приносить очень серьезные дивиденды, конвертируя в прибыль результаты существующих научных исследований. И неизбежным эволюционным путем, который успешно реализуется за рубежом станет вовлечение частного бизнеса в космическую индустрию. Я уверен, что не за горами то время, когда будут осуществляться коммерческие запуски, вплоть до строительства частных космодромов. Это, отчасти, решит и другую стратегическую задачу: именно космос должен сформировать значительную часть из тех новых 25 миллионов рабочих мест, о создании которых говорил Президент в начале этого года", - заметил он.

Кроме того, практически единодушно эксперты поддержали и другое предложение депутата о создании при Президенте РФ постоянно действующей комиссии по развитию авиационно-космической отрасли. В состав этой комиссии, по мнению Гутенева, должны войти представители разных ветвей власти, комиссии ВПК, академической и отраслевой науки, руководители Роскосмоса, как нынешние, так и бывшие, представители ведущих институтов гражданского общества – Общественной Палаты, Союза машиностроителей России и других. "Уверен, что в этом совете должны присутствовать не только авиационщики, двигателестроители и военные, но и те представители машиностроительного сообщества, которые показали свою эффективность в качестве топ-менеджера", - отметил Владимир Гутенев и в качестве примера привел кандидатуру Главы ОАО "АВТОВАЗ" Игоря Комарова, которому, благодаря помощи государства, удалось провести успешную реорганизацию на предприятии и вовлечь контрагентов из Франции.

"Все эти предложения экспертов двух Советов при нашем комитете будут тщательно изучены и уже в начале следующей недели направлены в адрес Президента, что, по моему мнению, должно помочь ему в выборе оптимального пути при реформировании космического агентства", - подчеркнул Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности.

Как считают в самом Роскосмосе, необходимость в реформировании отрасли назрела давно. По словам заместителя руководителя Федерального космического агентства Дениса Лыскова, одной из наиболее актуальных сегодня является проблема нехватки кадров. "Средний уровень зарплат составляет 30-40 тысяч рублей в месяц. Механизмов привлечения молодых специалистов мало: остаются работать либо энтузиасты, либо "сумасшедшие", в хорошем смысле этого слова, которые жертвуют зарплатой ради возможности заниматься любимым делом",- констатировал он.

Помимо этого, по словам Лыскова, в отрасли наблюдается и структурное и технологическое несоответствие новым экономическим условиям. "Что касается внешних вызовов, то это, конечно, усиление иностранной конкуренции. Нам нужна современная электронная компонентная база и оборудование. Сейчас по качеству и надежности мы уступаем многим", - отметил замруководителя Роскосмоса.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 04.10.2013