Стартовало школьное олимпиадное движение

В преддверии начала реализации программы, Российский союз ректоров провел оценку учебных заведений среднего образования по всей стране с точки зрения работы с одаренными детьми – участниками школьных олимпиад. "Олимпиадный рейтинг указывает на способность школ растить талантливую, креативную и конкурентоспособную молодежь, добивающуюся наилучших результатов в интеллектуальных соревнованиях, а это позволяет школьникам и их родителям оценивать качество школ всецело на объективных данных", - заметила Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.

В ходе исследования были проанализированы данные о 22 603 дипломантах олимпиад, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников, из выпускных и невыпускных классов. В результате были ранжированы 4872 школ из всех федеральных округов.

Рейтинг возглавили образовательные учреждения г. Москвы. Но в ТОП-20 присутствуют также школы Северо-Западного, Сибирского и Приволжского федеральных округов. Структура распределения дипломантов олимпиад по федеральным округам, несмотря на заслуженно высокие позиции столичных школ, свидетельствует о том, что регионы в развитии своей работы с талантами сильны и амбициозны. "Уже сегодня доля центра в рейтинге составляет менее половины. Считаю, уместно прогнозировать возрастание доли региональных участников рейтинга в будущем", - пояснила Ольга Каширина и добавила, что регионы, следующие за Москвой, находятся на близких друг к другу позициях в части активности работы с одаренными детьми. "Рейтинг подтверждает интеграционные процессы в российском образовании", - заметила она.

Генеральный секретарь РСР указала, что все школы-лидеры находятся в тесном взаимодействии с вузами, имея многолетние традиции совместного проведения олимпиад, специальных лекториев и научных школ. При этом, примечательно, что в верхние строчки рейтинга попали многие школы районного уровня, как, например, Лицей №84 г. Новокузнецка Кемеровской области. По словам Кашириной, этот факт иллюстрирует динамику развития отечественного образования. "Школы райцентров и малых городов составляют треть рейтинга, также здесь присутствуют несколько десятков сельских школ. Это свидетельствует о способности школ из малых и удаленных городов успешно конкурировать со столичными в вопросах качества. Это говорит о том, что единое образовательное пространство на территории нашей страны сохранено",- заключила Генеральный секретарь РСР.

Но, по ее мнению, олимпиадные процессы сегодня нуждаются в значительной диверсификации. На данный момент олимпиадное движение широко развито в Приволжском федеральном округе, в частности в Самарской и Нижегородской областях, Татарстане, Башкортостане, Чувашии и Удмуртии. В Сибири - это 5 регионов: Новосибирская, Томская и Кемеровская области, Красноярский и Алтайский края. В то же время на Северо-западе эта работа концентрируется, в основном, в школах Санкт-Петербурга, а на Юге – в школах Ростова-на-Дону и Краснодара. "Нам следует устранить эти диспропорции", - считает Каширина.

По мнению Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России и Президента Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимира Гутенева, для этого уже созданы все предпосылки. "Именно через олимпиады можно решить важнейшую проблему машиностроительной отрасли и всей высокотехнологичной промышленности – нехватку кадров. В связи с активным техническим перевооружением предприятий ОПК, этот вопрос сегодня особенно актуален. Предприятиям необходимы инженерные кадры нового поколения. Поэтому в ближайшей перспективе должна быть создана эффективная система подготовки квалифицированных специалистов. И олимпиадное движение, постепенно расширяющееся по всей территории России, превращается в организованную форму выявления, формирования и подготовки конкурентоспособной интеллектуальной элиты, важнейший профориентационный ресурс", - считает Гутенев.

Благодаря участию Союза машиностроителей России и Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" в школьном олимпиадном движении, заметно увеличится число практикоориентированных компонентов по всему комплексу дисциплин. В первую очередь, это коснется инженерных и естественнонаучных творческих направлений.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 09.09.2013