Космодром "Восточный" позволит сохранить позиции России в освоении и использовании космоса

"Ситуация в российской космической отрасли наглядно отражает многие фундаментальные проблемы российского высокотехнологичного машиностроения. Поэтому она требует пристального анализа не только для того, чтобы предложить эффективные пути решения технических и экономических проблем развития исключительно космической отрасли, но и для выявления тех точек роста, которые позволят поднять многие отрасли российской промышленности на новый качественный уровень", - считает Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

В.В. Гутенев Среди российских космодромов Байконур продолжает оставаться основным. С него производится около 80% пусков, в том числе, все пилотируемые. Единственный в Европе космодром Плесецк, расположенный на севере близ Архангельска, используется в основном для вывода на орбиты космических аппаратов системы ГЛОНАСС.

"Отношения России и Казахстана по проблемам Байконура не так безоблачны, как хотелось бы. Периодически возникают конфликты из-за падения на территорию Казахстана частей ракет-носителей с остатками токсичного ракетного топлива, фактически свернут совместный проект по созданию космического ракетного комплекса "Байтерек", - рассказал депутат. Поэтому он считает целесообразным поиск других подходов к решению проблем космических космодромов.

"По заявлению экспертов, проблемы с Байконуром и разработка за рубежом новых ракет-носителей и космических кораблей в обозримом будущем может снизить статус России как ведущего космического перевозчика. А использовать действующий северный космодром в Плесецке для гражданских пусков на многие орбиты невыгодно из-за его географического положения", - пояснил парламентарий.

Сохранить позиции России в освоении и использовании космоса позволит перспективный космодром "Восточный", строительство которого продолжается в Амурской области. "Восточный" лишь немного севернее Байконура, в этом районе благоприятные погодные условия, около 300 солнечных дней в году, достаточно развитая и имеющая перспективы развития инфраструктура. В настоящее время на "Восточном" возводится 1-й стартовый комплекс и объекты инфраструктуры. Планируется построить 10 технических и обеспечивающих площадок, среди них – стартовые комплексы, монтажно-испытательные корпуса, объекты для предполётной и предстартовой подготовки космонавтов, измерительный комплекс. На "Восточном" будет минимум 3 стартовых комплекса: для ракет-носителей среднего класса "Союз-2", для новой ракеты-носителя "Ангара", а на втором этапе – и для создаваемой сверхтяжелой ракеты с рабочим названием "Амур".

На совещании у Президента России в середине апреля этого года, приуроченном ко дню космонавтики, Владимир Путин обратил внимание Правительства на то, что космодром "Восточный" должен стать не только площадкой для запуска ракет, но и научным центром. Планируется построить современный высокотехнологичный город на 30 тысяч жителей с научными предприятиями и конструкторскими бюро, производствами по сборке космической техники и заводами, выпускающими элементы топлива, автомобильными и железными дорогами, своим аэродромом. "С синергетической точки зрения, проект нового космодрома позволит решить вопрос интенсификации освоения Дальнего Востока, где уже сильно влияние представителей соседних с Россией стран", - считает Гутенев.

Первый пуск с "Восточного" намечен на 2015 год со стартовой площадки под ракету "Союз-2", которая должна вывести в космос аппарат "Луна-Глоб". В 2018 году планируется первый пилотируемый запуск с помощью новой ракеты "Ангара". "Согласно одной из шести обозначенных в государственной программе "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы" задач, модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома "Восточный" - имеют наивысший приоритет. Но все это возможно только при условии ритмичного и полномасштабного финансирования", - уверен Первый зампред Думского Комитета по промышленности.

"Первоначально предполагалось, что на "Восточный" из федерального бюджета будет выделено в 2013 году 13 млрд. рублей, в 2014-ом – 25,6 млрд, в 2015 году - 31,3 млрд. рублей. Сейчас появляются предложения об уменьшении предельных объемов ассигнований. Сокращение финансирования, во-первых, может повлечь за собой невыполнение Указа Президента о строительстве первой очереди космодрома, во-вторых, привести к задержке ввода первой очереди строительства на 2-3, а то и 4 года. Это означает, что еще 3-4 года деньги, уже вложенные в строительство, не смогут работать, и мы по-прежнему вынуждены будем платить большие средства Казахстану за аренду Байконура". На неопределенное время отодвигается и 2-я очередь строительства "Восточного", а, значит, будут отложены запуски пилотируемых кораблей. Если учесть, что при затягивании сроков общие затраты на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры часто возрастают, не исключено, что подобная "экономия" может обернуться значительно большими потерями", - подчеркнул Владимир Гутенев.

"Понятно, что в ближайшие 8-10 лет "Восточный" не сможет полностью заменить Байконур: там 5 действующих стартовых комплексов под 3 типа ракет-носителей, а на российском Дальнем Востоке на первом этапе будет построено всего 2 – под "Союз-2" и "Ангару". Тем не менее, новый космодром станет площадкой для создания мощного космического промышленного кластера на российском Дальнем Востоке, что привлечет в отрасль молодые кадры", - уверен Первый вице-президент СоюзМаш России.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда услуги России по запускам космических аппаратов станут невостребованными из-за активизации в этой сфере американцев и европейцев, депутат считает необходимым добиться устойчивого и прогнозируемого финансирования космических программ, над осуществлением которых работает большое число организаций, предприятий и фирм, и повышения качества долгосрочного стратегического планирования и управления. "Планы часто формируются без четкой привязки к целевым ориентирам, которые к тому же иногда оказываются достаточно размытыми. Требуемые финансовые ресурсы просчитываются тоже весьма приблизительно, что не позволяет аргументированно отстаивать позиции при различных секвестрах. В итоге в космической отрасли отсутствует единая научно-техническая политика", - считает парламентарий. "Понятно, что в настоящее время Правительство РФ ищет новые формы реорганизации системы управления космической отраслью. В целом эту деятельность можно поприветствовать. Но следует учесть, что при таком подходе полностью решить проблемы отрасли вряд ли удастся. Для этого требуются другие инструменты – долгосрочные, с привлечением институтов гражданского общества. Сегодня это огромный пласт пока еще неосвоенного экспертного потенциала, способный привлечь заинтересованное бизнес-сообщество к эффективному государственно-частному партнерству в космической сфере, как это происходит в других странах", - заметил Владимир Гутенев.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 19.08.2013