В. Гутенев: Важнее не принятие скоропалительных кадровых решений, а проведение грамотной реорганизации Федерального космического агентства

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя ситуацию в космической отрасли России, подчеркнул, что сегодня, по его мнению, важнее не принятие скоропалительных кадровых решений, а проведение грамотной реорганизации Федерального космического агентства.

"Все прозвучавшие предложения имеют под собой объективную основу. И дело не только в тех авариях, которые фатально преследуют российскую космическую отрасль в последние годы, приводя к большим экономическим потерям. Дело в возможности утраты стратегии развития: пока решается, что делать с Роскосмосом, расстановка сил на арене космических пусков стремительно меняется", - считает депутат. По мнению Гутенева, Россия может оказаться в ситуации, когда ее услуги по запускам космических аппаратов станут практически не нужны.

"Пока Россия все еще держит 1-е место по числу космических запусков. Но не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей. Спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9 и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС", - рассказал парламентарий.

Говоря о возможном реформировании отрасли, Первый зампред Думского Комитета по промышленности отметил, что в среднесрочной перспективе просматриваются два направления: обеспечение надежно прогнозируемого ритмичного уровня финансирования и реорганизация системы управления отраслью. "Устойчивое и ритмичное финансирование важно для правильной организации работы, поскольку в работе по созданию космической инфраструктуры участвует большое количество смежников, связанных договорными обязательствами и реализующих свои программы деятельности. Если мы хотим сохранить космическую отрасль, как единый жизнеспособный организм, не "посадить ее на иглу" дорогих банковских кредитов, мы обязаны заботиться о финансовой устойчивости всех исполнителей работ", - считает Гутенев.

"Создание инфраструктуры под высокотехнологичные проекты, в частности, строительство и модернизацию космодромов – это не та область, где можно проводить финансовые эксперименты. Как будет чувствовать себя человек, если резко и непредсказуемо изменяются внешняя температура, атмосферное давление, влажность? Не комфортно или плохо. В больших инфраструктурных проектах ситуация аналогичная – они начинает давать сбои, которые по "принципу домино" негативной волной проходят по всей технологической цепи", - уверен депутат.

Анализ существующей системы управления космической отраслью, по мнению Гутенева, показывает, что функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем нередко оказываются в руках Роскосмоса, не несущего ответственности за сроки их изготовления и решение поставленных перед ними задач. "На практике его интерес сосредотачивается на проектах, в которых он выступает заказчиком и управляет денежными потоками. Проекты, где заказчиком выступают другие ведомства – Россвязь, Минобороны – интересуют космическое агентство значительно меньше", - считает депутат.

"В настоящее время компетенция Роскосмоса распространяется исключительно на имущество, необходимое для осуществления космической деятельности. Глубоко Роскосмос в проекты проникнуть не может: мощные предприятия, хотя и подведомственны ему, не допускают в сложные схемы своей работы", - объяснил парламентарий, и добавил, что реорганизация Федерального космического агентства, с одной стороны, должна быть направлена на увеличение его полномочий, в том числе, и по контролю 93-х подведомственных предприятий, а с другой – освободить от функций заказчика космических аппаратов различного назначения, передав их другим ведомствам. "Нужно дать руководству Роскосмоса еще один шанс организовать эффективное управление отраслью, тем более, что прошло только 8 месяцев с момента принятия госпрограммы "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы", - подчеркнул Гутенев.

Депутат считает интересной идею создания Совета по космосу при Президенте РФ. "Действительно, освоение космоса – одна из важных национальных задач России, причем, задача – долгосрочная, требующая возможности маневра большими финансовыми ресурсами. Поэтому логично переместить принятие решений в этой сфере на президентский уровень. Тем более, что именно там могут окончательно решаться вопросы об условиях финансирования наиболее важных инфраструктурных проектов из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме этого, целесообразно подключить к проблеме долгосрочного планирования космической отрасли институты гражданского общества. В настоящее время – это огромный пласт пока еще неосвоенного экспертного потенциала, способный привлечь заинтересованное бизнес-сообщество к эффективному государственно-частному партнерству в космической сфере, как это происходит в других странах", - заявил Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Скоропалительные кадровые решения в космической отрасли депутат назвал преждевременными, тем более в отсутствие четких критериев отбора кандидатов на руководящие должности. "Откуда следует, что это должны быть ракетчики-двигателисты, а не, скажем, специалисты в области радиоэлектроники и телекоммуникаций? Потому, что ракетчики имеют опыт позитивных пусков? Но в последние годы доля успешных пусков – не повод для оптимизма", - считает Гутенев.

"В Союзе машиностроителей России и Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" представлено большое количество организаций высокотехнологичного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, есть компетентные специалисты, имеющие большой опыт в организации и управления крупными техническими проектами, в том числе – в авиационной сфере. У нас имеется опыт законодательной деятельности, опыт работы с передовыми техническими ВУЗАми страны, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Поэтому считаю, что Союз и Лига могут принять участие в процессе реформирования космической отрасли России, в частности, делегировать своих кандидатов в структуры управления космической отраслью", - подчеркнул Первый вице-президент СоюзМаш России.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 14.08.2013