Проектирование пилотного участка ВСМ в России может начаться уже в 2013 году

rzhd Общественный совет по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ провел заседание, на котором в качестве сопредседателей Совета были избраны первый заместитель председателя Государственной думы Александр Жуков и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Общественный совет был создан в апреле 2012 года как консультационно-совещательный орган для развития высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России, в его состав входят представители федеральных и региональных органов власти, научного и бизнес-сообществ, отечественных и иностранных железнодорожных, строительных и машиностроительных компаний.

"В Государственной Думе создана межфракционная рабочая группа по исполнению послания президента. Президент сказал, что нам нужно обеспечить транспортную связанность и единство всей российской территории. Высокоскоростные и скоростные магистрали как нельзя лучше отвечают этому требованию", - отметил в своем выступлении Александр Жуков.

"Будучи высокоскоростной державой, мы упустили это преимущество, когда у нас был только один конкурент – японский "Синкансэн". А сегодня высокоскоростные системы существуют практически во всех странах Европы, в Китае, Японии, в таких странах, как Тайвань и Турция. В настоящее время в эксплуатации находится 17 тыс. км таких линий, при этом с учетом китайских инвестиций ежегодное увеличение будет исчисляться несколькими тысячами километров", - подчеркнул Владимир Якунин.

На заседании совета было отмечено, что российское правительство ведет обсуждение перспектив создания выделенных высокоскоростных железнодорожных линий, а также возможностей выделения средств на планирование и проектирование магистралей. Первоочередными направлениями для строительства новых линий называются Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань - Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва – Ростов-на-Дону – Адлер с подключением городов, входящих в этот регион.

ОАО "РЖД" уже реализовало ряд проектов по развитию новых типов движения на существующей железнодорожной инфраструктуре. Скоростное и высокоскоростное (свыше 200 км/ч) движение электропоездов "Сапсан" осуществляется на направлении Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород, скоростное движение электропоездов "Аллегро" - на участке Санкт-Петербург – Бусловская (и далее до Хельсинки), а скоростное движение поездов "Ласточка" - на участках Санкт-Петербург – Великий Новгород и Санкт-Петербург – Бологое. В ближайшее время поезда "Ласточка" начнут движение по маршруту Москва – Нижний Новгород, а также интермодальные перевозки "город – аэропорт" в Казани и Сочи.

Высокий спрос на новую для России услугу доказывает привлекательность данных проектов для пассажиров. По итогам 2012 года поездами "Сапсан" и "Аллегро" перевезено 3,4 млн пассажиров, всего же с начала эксплуатации ими воспользовались свыше 9 млн пассажиров. Поездами "Ласточка" с начала эксплуатации в январе 2012 года перевезено около 50 тыс. пассажиров.

Дальнейшее увеличение скоростей на существующих линиях возможно только в ущерб другим видам железнодорожного транспорта (пассажирскому и грузовому), тогда как строительство выделенных высокоскоростных магистралей позволит наряду с существенным увеличением скорости поездов системно решить целый ряд принципиальных проблем.

"Мировой опыт тридцатилетней эксплуатации ВСМ свидетельствует об их существенном влиянии на развитие страны и регионов. На ВСМ переходит значительная часть дальних и межрегиональных перевозок, снижается нагрузка на автодорожную сеть, частично высвобождается железнодорожная инфраструктура для грузовых перевозок, а также для скоростного пригородного сообщения, что существенно для развитых и растущих городских агломераций. Организация на ВСМ контейнерных маршрутов раскрывает транзитный потенциал территорий", - подчеркнул в своем выступлении первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин.

Участники заседания отметили, что инвестиции в подобные проекты являются выгодными для государства. Создание ВСМ является катализатором развития промышленных и строительных предприятий, а также инженерных и научных кадров (с учетом высокой технологичности проекта).

"Ошибочно полагать, что проект может быть реализован "под ключ" за счет импорта техники, материалов, инженерных кадров. В его основе - локализация передовых технологий во внутрироссийское производство. Показательным примером является совместный с компанией "Сименс" опыт изготовления межрегиональных электропоездов "Ласточка" на заводе в Верхней Пышме. К моменту выхода производства на полную мощность штат задействованных специалистов совместного предприятия превысит 1 тыс. человек, а мы получаем действительно современные поезда", - отметил Александр Мишарин.

С учетом проведенных исследований участники Общественного совета рекомендовали уже в этом году определить пилотный участок ВСМ и приступить к его проектированию. В качестве такого участка был предложен полигон Москва – Казань. Возможными источниками финансирования, помимо средств федерального бюджета, ОАО "РЖД" и бизнеса, были названы средства пенсионных фондов, Российского фонда прямых инвестиций, Фонда национального благосостояния, выпуск инфраструктурных облигаций и др.

По итогам заседания Общественный совет рекомендовал ОАО "РЖД" продолжить работу с Правительством Российской Федерации по оказанию государственной поддержки на реализацию проектов ВСМ и последующей их эксплуатации, а также подготовить обращение на имя президента РФ о необходимости принятия решения о начале строительства ВСМ.

Субъектам РФ было рекомендовано оказать поддержку ОАО "РЖД" в части подготовки обоснования инвестиций в строительство высокоскоростных магистралей, а также организовать в регионах, тяготеющих к прохождению высокоскоростных трасс, общественно-информационные центры из представителей государственных органов власти, коммерческих организаций, научных и общественных объединений.
Источник информации
Компании
Опубликовано 25.04.2013