В Общественной палате РФ по инициативе Подкомиссии дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли при Комиссии по развитию конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса Союза машиностроителей России и Рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности, энергосбережения состоялся круглый стол на тему "Инжиниринг в машиностроении: перспективы развития". Модератором обсуждения выступил член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энегрообеспечения, энергоэффективности, энегросбережения Анатолий Либет.
Открывая заседание, Анатолий Либет подчеркнул, что мероприятия в формате общественного обсуждения различных отраслей промышленности проводятся на этой площадке не впервые. А так как машиностроение - область, сосредотачивающая в себе и научные кадры, и производственный потенциал, необходимо более внимательное рассмотрение его различных направлений. "Мы решили детально разобраться с состоянием дел в машиностроении и посмотреть на такой важный элемент отрасли как инжиниринг. Это достаточно новое явление, но оно включает в себя такие важные вещи, как предпроектные и проектные работы. А ошибки и достижения закладываются именно на этих этапах", -отметил Либет.
Вице-президент по стратегическому развитию ГК "ФИНВАЛ" Владимир Сметана пояснил, что сегодня в России среди промышленников возникла путаница с пониманием основной функции инжиниринга. "Буквально год назад, мы, дистрибьюторы станко-инструментальной отрасли, выступили с инициативой о создании Подкомиссии в рамках Комиссии по конкурентной политике в Союзе Машиностроителей России для возможности обсуждения наших общих проблем. Ни для кого не секрет, что сегодня дистрибьюторы уже не только занимаются поставкой оборудования и инструмента, в том числе мы присутствуем и на рынке инжиниринговых услуг. И сегодня можно говорить о том, что, в принципе, дистрибьюторы являются основоположниками и драйверами развития инжиниринга в России", - сказал он.
Об ограничениях на поставку импортного оборудования металлообрабатывающего оборудования для государственных нужд и их влияние на инжиниринг в машиностроении в рамках постановления Правительства РФ № 56 рассказал проректор по развитию МГТУ "СТАНКИН" Александр Андреев. "Сегодня любой государственный заказчик, то есть машиностроительное предприятие, которое финансирует свою модернизацию из федерального бюджета, обязан проходить экспертизу на предмет наличия производства того оборудования, которое он планирует поставить у себя на модернизированной мощности, производства в РФ. Закупка оборудования, которое не получило это заключение, является прямым нарушением постановления Правительства. На сегодня уже механизм применения 56 постановления на уровне госзаказчиков отработан, поэтому такой проблемы уже не возникает", - сообщил он.
Тем не менее, по его словам, существует ряд проблем, вызванных этим постановлением. Прежде всего, речь идет о сроках и стоимости поставки оборудования. Нередко выдается запрет на закупку иностранного станка, который уже есть на складе в России, а отечественный производитель его может сделать только через 13 – 18 месяцев.
Член Бюро Правления Союза машиностроителей России, заместитель председателя Комитета по станкостроительной и инструментальной промышленности, генеральный директор ОАО "ВНИИ Инструмент" Георгий Боровский посвятил свое выступление принципам эффективного технологического перевооружения предприятий машиностроения на примере специализированного холдинга "РТ-Станкоинструмент", созданного в рамках ГК "Ростехнологии". По его словам, недавний анализ эффективности предприятий ОПК показал, что состояние технологического уровня примерно на 25% требованиям, предъявляемым к выпуску новой продукции.
"Мы должны одновременно, начиная с проектирования изделия, озаботится созданием технологий производства этого изделия и того оборудования, на котором это изделие должно производиться. Совершенно очевидно, что синергия может быть только на таком пути: от новых продуктов, новых технологий к новому оборудованию, новому производству. Мы сейчас постоянно сталкиваемся, находясь в структуре госкорпорации "Ростехнологии", что никаких технологий нет, происходит закупка, часто бессистемная, а затем собираются разрабатывать технологии, под то, что уже купили. Чтобы как-то преодолеть эту ситуацию, хотя бы в рамках корпорации "Ростехнологии", в начале этого года был создан специализированный холдинг "РТ-станкоинструмент", в который вошли практически все научные активы в этой области", - пояснил Боровский.
В рамках прошедшего заседания обсуждались также стандартизация инжиниринговых и консалтинговых работ, внедрение инжиниринговых технологий на машиностроительных предприятиях, ключевые составляющие эффективности машиностроительного бизнеса и многие другие актуальные вопросы. Резюмируя итоги заседания круглого стола, представители профессионального сообщества и профильные эксперты отметили тенденцию к повышению спроса на инжиниринговые услуги в России и приняли ряд рекомендаций, в том числе, проанализировать возможность выпуска на предприятиях – членах Союза машиностроителей России высококачественных комплектующих для капитального ремонта и производства нового станочного оборудования.