Перспективы развития судостроительной промышленности обсудили в ходе проведения Круглого стола в Общественной палате РФ

Темой третьего Круглого стола, который прошел в Общественной палате РФ по инициативе Союза машиностроителей России, Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", Рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности и Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ, стало "Развитие судостроительной промышленности". В заседании приняли участие представители власти и бизнеса, общественных сообществ, ученых и профильных экспертов. Модератором мероприятия выступил генеральный директор ОАО "ЦНИИ "Курс" Лев Клячко.

Открывая заседание круглого стола, Клячко сообщил, что в соответствии с поручением Правительства РФ, программные документы государственной политики подлежат обязательному обсуждению с общественными организациями и федеральными органами исполнительной власти. "Напоминаю, что разработка госпрограммы развития судостроительной промышленности вступает в заключительную фазу. В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, Минпромторг обязан обеспечить внесение в аппарат Правительства проект государственной программы не позднее 15 сентября 2012 года", - добавил он.

С докладом о проекте государственной программы "Развитие судостроительной промышленности" выступил заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Андрей Курасов. Он сообщил участникам заседания, что процесс разработки документа в настоящий момент находится на завершающем этапе. "Несколько раз мы уже обсуждали его и меняли вариант с Минфином, с Минэкономразвития и с другими ведомствами. Сейчас окончательно формируется текст, ряд министерств, такие как Минобороны и Минтранс, ее полностью уже согласовали. Остались определенные шероховатости с точки зрения финансирования", - пояснил Курасов.

Цель государственной программы определена как достижение принципиального изменения стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения. Для достижения этого результата, по мнению разработчиков документа, необходимо создание опережающего научного задела и технологий, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли, обеспечение безусловного выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственной программы вооружения (ГПВ), подготовка кадров и достижение уровня передовых стран в отрасли.

Проректор МГТУ им. Баумана Евгений Старожук отметил, что представляемый проект является концепцией развития, обеспечивающей формирование опережающего научно-технического задела, важный в гражданской составляющей судостроения. "Тот комплекс задач, являющихся во многом междисциплинарными, органично и логично восстанавливает кооперацию между отраслевой наукой, отраслевыми предприятиями и академической, университетской наукой. Эта кооперация приводит к тому, что будущие инженеры, студенты учатся на актуальных образцах, участвуя, одновременно, в научной работе, в решении текущих инженерных задач". Но, по его словам, гораздо более сложный вопрос - вопрос закрепления инженерных кадров не решен и не отражен в документе.

По мнению члена Бюро Центрального Совета Машиностроителей России, председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, для успешной реализации программы необходимо, в первую очередь, сформировать соответствующую общественную атмосферу. "Хватит наживаться только на том, что наши предки 300-500 лет назад присоединили земли, а мы из них качаем. Давайте что-то создавать руками и головой. И, как следствие этого, следует задать вопрос предпринимательскому сообществу: готов ли бизнес вкладывать деньги в развитие российской промышленности?" Также Ненашев обратил внимание на то, что госпрограмма не содержит ни одного пункта о ситуации вокруг вступления России в ВТО. Кроме того, авторы документа обошли вопрос речных и морских пассажирских перевозок. В заключение своего выступления, он предложил установить День Судостроителя России, а также, с целью привлечения молодежи, организовать регулярный юношеский конкурс по судомоделизму.

По итогам заседания круглого стола было принято решение в целом одобрить проект государственной программы РФ "Развитие судостроительной промышленности", но учесть высказанные общественностью замечания и предложения.
Отрасли
Опубликовано 10.09.2012