Перебазирование и эвакуация промышленности в 1941–1942 гг. являются "самыми поразительными организаторскими и человеческими подвигами во время войны"

Портал Машиностроения Английский историк и журналист А.Верт отнес перебазирование и эвакуацию промышленности во второй половине 1941 – начале 1942 гг. на восток к числу "самых поразительных организаторских и человеческих подвигов ... во время войны". К.Рейнгардт писал: "Это перебазирование оборонной промышленности было совершенно неожиданно для немцев и в решающей степени повлияло на то, что германская военная промышленность не смогла выполнять свои задачи, ведь значительная часть продукции должна была производиться по новым планам непосредственно в захваченных районах". А.Шпеер с успешной эвакуацией советских промышленных предприятий связывал "катастрофу снабжения", постигшую немецкие войска на Восточном фронте осенью и зимой 1941-1942 гг. Р.Лоренц считал, что "история перемещения целой индустрии... прежде всего была историей невероятной человеческой выносливости".

Всего летом-осенью 1941 г. из европейской части СССР в тыловые районы РСФСР, согласно официальным данным, было перемещено не менее 1215 из 1523 эвакуированных крупных предприятий, из них 226 разместились в Поволжье (включая современный Волго-Вятский район), 667 – на Урале, 244 – в Западной Сибири, 78 – в Восточной Сибири.

Большинство крупных эвакуированных в 1941-1942 гг. предприятий разместилось в восточных районах РСФСР. Ускорению ввода в действие эвакуированных предприятий способствовало наличие в восточных районах идентичных и сопряженных отраслей промышленности, а также сырьевых ресурсов. Наиболее удачно были размещены предприятия военной, металлургической, машиностроительной промышленности на Урале, располагавшем достаточным сырьем, в особенности металлом, в Западной Сибири с ее запасами и в Поволжье, являвшемся ближним тылом. Здесь имелись и возможности широкого кооперирования производства.

Нередко оборудование одного предприятия "дробилось" и направлялось в разные пункты страны. Такое дробление вызывалось тем, что размещаемые мощности надлежало обеспечить рабочей силой, электроэнергией, топливом, сырьем и т.п. Кроме того, это позволяло быстрее вводить в действие оборудование, так как более мелкие предприятия легче обеспечивались материальными ресурсами. Некомплектное оборудование родственных видов на местах объединялось, и на его базе создавались новые предприятия.

Эвакуированные предприятия нередко становились в регионах родоначальниками новых отраслей промышленности. Так, экономика Чувашии, где до войны преобладали лесная и деревообрабатывающая отрасли, преобразилась после прибытия 28 эвакуированных заводов и цехов. Промышленность приобрела многоотраслевой характер. Чувашия превратилась из аграрной, с преимущественно сельскохозяйственной и сырьевой экономикой, в индустриально-аграрную республику. С поступлением в августе 1941г. оборудования с Дарницкого, Жмеринского, Шевченковского паровозостроительных заводов и с Борисоглебского вагоноремонтного завода в 1942 г. на Канашском вагоноремонтном заводе происходит расширение производственной базы. Для повышения выпуска боеприпасов были построены и пущены в эксплуатацию чугунолитейный, отделочно-комплектовочный цехи, расширены другие цехи. Чебоксарский электроаппаратный завод, созданный на базе трех цехов Харьковского электромеханического завода, всю войну являлся единственным предприятием, производившим коммутационную аппаратуру для танков и самолетов.

На базе эвакуированного оборудования в Омской области было построено, смонтировано и пущено более 10 крупных предприятий, создавались новые отрасли: машиностроение, резиновая, производство боеприпасов.

Источники свидетельствуют, что сравнительно быстро проходил монтаж эвакуированных предприятий авиационной промышленности. Показателен пример предприятий г.Куйбышева, где завод №18 стал выпускать самолеты на 14-е сутки после прибытия, шарикоподшипниковый – через полтора месяца.

Быстрыми темпами восстанавливались эвакуированные в тыл танковые заводы. Эвакуированный из Харькова танковый завод был восстановлен менее чем за два месяца. Последняя группа работников во главе с директором Ю.Е. Максаревым покинула Харьков 19 октября 1941 г., а 8 декабря на Урале уже был выпущен первый танк Т-3441.

К середине декабря 1941 г. почти или полностью были восстановлены по состоянию монтажа и пуска в действие станочного оборудования 130 эвакуированных предприятий наркоматов оборонной промышленности.

1942 год можно считать годом стабилизации работы эвакуированных предприятий в РСФСР, выхода на проектную мощность и дальнейшего увеличения выпуска военной продукции. В среднем восстановление эвакуированных предприятий длилось 2-3 месяца. Индустриальное развитие РСФСР в 1941-1945 гг. включило в себя изменение отраслевой структуры промышленности. Вследствие переключения машиностроения на выпуск военной продукции и ограниченных ресурсов металла многие отрасли гражданского машиностроения пришлось свернуть. В первые военные годы прекратилось производство гидравлических турбин, генераторов, угольных комбайнов, тепловозов и электровозов, пассажирских вагонов, тракторных сеялок, зерновых комбайнов, прядильных машин и ткацких станков, не говоря уже о товарах народного потребления – радиоприемниках, холодильниках, фотоаппаратах, швейных машинах, велосипедах.

Рост объема промышленного производства по РСФСР в целом за период войны произошел за счет отраслей тяжелой и оборонной промышленности, получивших мощное развитие прежде всего в восточных районах страны.

Промышленность восточных районов РСФСР развивалась по пути создания мощной машиностроительной, металлообрабатывающей и военной промышленности. Резко повысилась доля этих районов в общесоюзном производстве промышленной продукции. Их индустриальное развитие стало более разносторонним.

Ассортимент выпускавшейся на предприятиях РСФСР продукции машиностроения отличался большим разнообразием, что обусловливало глубокую дифференциацию его отраслей и влияло на размещение отдельных видов продукции. К концу войны в структуре машиностроения РСФСР выделились отрасли, сходные по технологическим процессам и используемому сырью: тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

(Цитируется по: Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.)


Вы можете прочитать:

- "АвиаДвигатель" в годы Великой Отечественной войны

- Уральский вагоностроительный завод (танковый завод)

- "Мотовилиха" для фронта: пушки, сталь, люди

- Вклад "Магнитогорского металлургического комбината" в дело великой Победы российского народа над германским фашизмом

- История становления завода "Уралхиммаш" в годы войны (1941-1945 гг.)

- История Челябинского тракторного завода (ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК") в годы Великой Отечественной войны

- Если завтра война

- Трудное высшее

- Как ковалось оружие победы

Вы можете посетить:

С 26 апреля по 30 мая в Мультимедиа Арт Музее (Москва, Остоженка, 16) проходит выставка "Непобедимые и легендарные". Проект представляет около 200 фотографий, созданных в период с 1910-х по 2012 гг. и демонстрирующих развитие советской и российской оборонной промышленности.

Официальный сайт выставки: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/nepobedimyie-i-legendarnyie/


Поздравляем ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла с Днем Победы!
Желаем всем пользователям нашего сайта мирного неба над головой и здоровья родным и близким.

Опубликовано 08.05.2012