Владимир Гутенев стал куратором доработки проекта закона "Об образовании в РФ"

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев стал куратором доработки проекта закона "Об образовании в РФ".

Напомним, "дорожные карты" по важнейшим направлениям развития России были подготовлены на основании программных статей избранного Президент РФ Владимира Путина. Владимир Гутенев назначен ответственным за создание условий для прохождения практики по специальности учащимся профессиональных учебных заведений и привлечение к преподаванию тех, кто работает на производстве. Все это необходимо для восстановления в новых форматах и более широких масштабах системы заказа подготовки специалистов.

Комментируя проект, депутат Государственной Думы РФ Владимир Гутенев подчеркнул, что изменения, в первую очередь, коснутся начального и среднего специального образования. "Необходимо опираться на исторический опыт. Система ПТУ, СПТУ, ГПТУ была сформирована в середине 50-х годов. И результаты, которые она показала, были впечатляющими: молодые люди достаточно эффективно обучались по 400 специальностям. Однако к концу 50-х годов реформаторский "зуд" привел к тому, что систему профобразования фактически уничтожили, трансформировав ее лишь к середине 60-х годов. Наибольший расцвет система начального профессионального образования набрала к середине 70-х годов. В стране существовало порядка 700 специальностей, по которым обучали молодых людей. Главное, чего удалось достичь – это, так называемых, "социальных лифтов", позволяющих будущим специалистам поступать сначала в техникумы, потом в институты. Многие из тех молодых людей сделали успешную профессиональную карьеру", - отметил Гутенев.



Сегодня, когда на предприятиях установлено высокотехнологическое оборудования, требования к компетенциям работников значительно повышаются. Это должны быть грамотные люди, умеющие пользоваться компьютерами, владеющие серьезными навыками. Но без структурных изменений в формировании заработной платы, без ее роста на промышленных предприятиях, вряд ли у молодых людей появится тяга не то, что к рабочим, но и к инженерным специальностям. В такой ситуации выполнить задачу по подготовке кадров для высокотехнологической промышленности не представляется возможным.



"Я последовательно выступал за осторожность в реформировании системы образования. В частности, настораживают темпы введения Единого государственного экзамена. Намерения были, конечно, благие: дать талантливым ребятам из регионов, возможность поступать, в том числе, и в столичные ВУЗы, убрать коррупцию из приемных комиссий ВУЗов", - подчеркнул Гутенев.



Сомнительным представляется и переход на Болонский процесс для инженерных и естественнонаучных дисциплин. Вне всякого сомнения, звание "инженер" значительно отличается от бакалавра и магистра, пользуется не только большим авторитетом и почетом, но и дает более глубокие знания.



Кроме того, необходимо выделить государственные дотации ВУЗам, осуществляющим подготовку зарубежных студентов, которые они могли бы направлять на расширение этого направления своей деятельности, являющееся эффективным инструментом обеспечения геополитических и социально-экономических интересов России на международной арене. Целесообразным видится и дотирование со стороны государства обучения наших специалистов за рубежом. Схожие проблемы нужно решать и в начальном и в среднем профессиональном образовании. Именно оно является той платформой, тем базисом, без которого невозможна работа промышленных предприятий. Сейчас проходит процесс модернизации в рамках федеральных целевых программ по техническому переоснащению предприятий. В частности, оборонно-промышленного комплекса. Все инновации, новые технологии и материалы, как известно, приходят из оборонки и авиа-космического сектора. Поэтому подготовку специалистов начального и среднего образования для таких сложных наукоемких отраслей необходимо сопровождать серьезным бюджетным вливанием. Деньги должны направляться не только на создание материальной базы, но и на зарплату профессорско-преподавательского состава.



Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев считает необходимым принять ряд поправок уже до конца года. В качестве приоритетных названы отмена дистанционной формы обучения, возможность уровнять права учебно-производственных комбинатов при предприятиях с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, внедрение систем практик и стажировок.
Опубликовано 04.05.2012