Состоялось заседание Бюро Союза машиностроителей России на тему "Россия в ВТО: возможности, риски, решения"

26 апреля 2012 годав Москве в Министерстве промышленности и торговли РФ состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России на тему "Россия в ВТО: возможности, риски, решения". В работе мероприятия приняли участие Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов, Первый заместитель Председателя Союза Машиностроителей России, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев, Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, и.о. Министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, члены Бюро СоюзМаш России и руководители крупнейших машиностроительных предприятий.

Заседание проходило в канун пятилетнего юбилея Союза машиностроителей России: 28 апреля 2007 года в Москве в Колонном зале Дома союзов состоялся Учредительный съезд общественной организации.

Как отметил Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов, "перед нами стояла задача создать по-настоящему массовую и влиятельную организацию, способную не только формулировать позицию по актуальным вопросам, но и наладить конструктивный диалог власти, общества и бизнеса. Принципиально важный шаг в развитии нашей организации был сделан в прошлом году. В деятельности Союза возникло политическое направление, связанное с нашим участием в Общероссийском народном фронте. Наши представители по результатам прошедших выборов вошли в состав Государственной думы РФ и региональных законодательных собраний".

Председатель СоюзМаш России подчеркнул, что "деятельность Союза носит не декларативный, а практический характер. Наши возможности всегда сконцентрированы на решении ключевых задач создания конкурентоспособной отечественной промышленности. Это, прежде всего, технологическая и инфраструктурная модернизация основных фондов, инновационное развитие, усиление кадрового потенциала. Это развитие оборонно-промышленного комплекса через совершенствование сферы гособоронзаказа. В активе нашей Организации есть целый ряд значимых инициатив по каждому из этих направлений, многие из которых реализованы".

"Сегодня можно уверенно заявить, что наш Союз за столь короткое время сумел вырасти из отраслевого объединения в значимую общественно-политическую силу федерального масштаба, последовательно отстаивающую интересы отечественной промышленности", - заявил Чемезов.

Но впереди новая задача - адаптации российской промышленности к условиям ВТО. Вероятность того, что ряд отраслей столкнутся с серьезными проблемами – высока.

Главная проблема, влияющая на конкурентоспособность российских производителей - высокий уровень износа основных производственных фондов и высокая энергозатратность производства. "Если к этому добавить, что в России налоги и ставки по банковским кредитам выше, металл дороже, то становится понятно, что без серьезной государственной поддержки промышленным предприятиям не обойтись. Тем более, что более 40% российской экономики, так или иначе, связано с госсектором", - подчеркнул Чемезов.

"Необходимы программы выдачи субсидий производителям техники с целью ее удешевления для потребителя, установление контроля цен на энергоносители, применение мер налогового стимулирования. При экспортных операциях НДС надо возвращать обрабатывающим отраслям", - заявил Председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина подчеркнула, что для руководителей промышленных предприятий чрезвычайно важно, как изменятся условия на внутреннем рынке. "Здесь мы систематизировали предложения нашего бизнеса и выделили несколько направлений работы. Первое - это существенное повышение эффективности селективных мер защиты. Также необходимо улучшить эффективность субсидий: они должны быть более точечными и идти на реализацию преимущественно новых проектов и экологическую составляющую. И, наконец, необходимо резко снизить административный барьер", - заявила Эльвира Набиуллина. Но в целом Министр экономического ведомства отметила, что "вступление в ВТО для нас - это не только риски, но и открытие новых возможностей".

И.о. Министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, говоря о вступлении в ВТО, коснулся деятельности Правительства РФ по минимизации негативного воздействия для России членства во Всемирной торговой организации. "В первую очередь, мы будем ограничены в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции ограничатся четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы. Однако, хоть и не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Понятно, что это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли", - подчеркнул Денис Мантуров.

Тему нейтрализации отрицательных аспектов вступления в ВТО продолжил в своем докладе Первый заместитель Председателя Союза Машиностроителей России, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.

Он напомнил, что по оценкам некоторых экспертов экономика России понесет ущерб, который может составить около 1,5 трлн. рублей в год прямых потерь и упущенных выгод. Это примерно 3,5% ВВП. Другая группа аналитиков, наоборот, убеждена, что в итоге выгода от вступления в ВТО перевесит все издержки. По их мнению, главное состоит в том, что российское законодательство станет более предсказуемым, то есть "правила игры" для бизнеса будут более прозрачными. "Для того, чтобы мы были успешными, необходимо выработать, законодательно оформить и практически реализовать комплекс парирующих и заградительных мер. Ведь ВТО не только угроза и риски, но и новые возможности: расширение рынков сбыта, международная кооперация. И ряд компаний, такие, как ГК "Росатом", ГК "Ростехнологии", этими возможностями пользуются".

В комплекс мер для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности Владимир Гутенев предлагает включить совершенствование системы нетарифных мер защиты внутреннего рынка и изменение статей Налогового и Таможенного кодексов РФ, направленных на смягчение налоговой нагрузки на предприятия, обновляющим производственную базу, применяющим инновации и закупающим за рубежом не готовую продукцию.

Кроме того, Владимир Гутенев считает необходимым совершенствование систем государственного заказа, госзакупок, установление государственного контроля цен на энергоносители и снижение банковского процента по кредитам реальному сектору экономики.

Возвращаясь к теме итогов деятельности Союза машиностроителей России за 5 лет, Владимир Гутенев напомнил, что по инициативе Союза в июне 2011 года создан Координационный комитет Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Основная функция структуры - координация деятельности более 50 отраслевых общественных советов и принятие решений о создании межведомственных экспертных групп при решении проблем, носящих многоаспектный характер.

"Мы исходим из того, что успех развития нашей страны непосредственно зависит от качества человеческого потенциала и притока молодых сил в промышленность. Поэтому работа с молодежью - один из наших приоритетов. В рамках этой работы Союз провел масштабные мероприятия, которые значимы не только на федеральном, но и на международном уровне. Это и проект для талантливых молодых ученых и специалистов - "Национальная научно-техническая конференция", и первый молодежный промышленный форум "Инженеры будущего 2011", который мы провели на озере Байкал в июле 2011 года. По его результатам Союз разработал Всероссийскую программу практик и стажировок "Ты – инженер будущего!". Этот проект позволяет студентам технических ВУЗов пройти практику или стажировку на предприятиях машиностроительной отрасли".

В честь 5-летнего юбилея Союза машиностроителей России медалью "За доблестный труд" были награждены члены Бюро, стоявшие у истоков создания общественной организации. Награду под №1 получил губернатор Самарской области Владимир Артяков. Также среди награжденных - генеральный директор ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского Борис Алешин, Первый заместитель Председателя Союза Машиностроителей России, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев, Президент ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу ГК "ГОСАТОМ" Кирилл Комаров, Председатель Совета директоров ООО "Управляющая Компания "Каскол" Сергей Недорослев, Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота Михаил Ненашев, Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян, Президент ОАО "Универсальная электронная карта" Николай Ульянов, Президент ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Алексей Федоров, Генеральный директор ОАО "Холдинг МРСК" Николай Швец.

Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов награжден нагрудным Почетным знаком под №1 "За труд во благо Отечества".

По итогам расширенного заседания Бюро Союза машиностроителей России участники приняли за основу проект резолюции и создали рабочий орган для доработки документа. Кроме того, сформирована группа под руководством генерального директора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина и генерального директора ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского Бориса Алешина по подготовке обращения Союза машиностроителей России к избранному Президенту РФ Владимиру Путину с предложениями, содержащими комплекс защитных мер от негативных последствий вступления в ВТО.
Опубликовано 27.04.2012