Состоялось заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК при Председателе Совета Федерации

Вопросы совершенствования законодательного обеспечения формирования и реализации государственного оборонного заказа были в центре внимания Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации. Парламентарии, представители федеральных министерств и ведомств, промышленности, научных организаций обсудили представленный в Государственную Думу законопроект "О государственном оборонном заказе", обменялись мнениями о перспективах развития национального оборонно-промышленного комплекса.

О важности использовать возможность для выработки конкретных предложений, необходимых для доработки законопроекта, заявила, открывая заседание, Председатель СФ Валентина Матвиенко. По ее словам, с руководством Государственной Думы достигнута договоренность, что такой порядок работы будет постоянно практиковаться в тех случаях, когда речь идёт об особо важных законах.

Глава палаты российского парламента отметила, что на программу перевооружения до 2020 года планируется выделить 23 триллиона рублей. Это беспрецедентная, но объективно необходимая в современной обстановке сумма, которая была определена после комплексного анализа состояния российских Вооруженных сил, мировых тенденций развития вооружений, потенциальных угроз и средств, необходимых для их отражения, подчеркнула В.Матвиенко. Она обратила внимание на допущенные в период 90-х годов упущения, которые, по ее словам, возлагают сегодня на всех, кто имеет отношение к вопросам обеспечения обороноспособности страны, огромную ответственность. Предстоит сделать все возможное, заявила она, чтобы "законодательство, регулирующее развитие ОПК, реализацию государственного оборонного заказа, было не просто эффективным регулятором, а стало мощным рычагом динамичного прогресса в деле создания самого современного вооружения и военной техники".

Основных причин непростого положения, которое складывается с гособоронзаказом, продолжала глава палаты, несколько. Это не только отсутствие должной конкуренции при размещении заказов и не экономное расходование бюджетных средств, но и оставляющая желать лучшего ответственность должностных лиц, которые занимаются вопросами государственных закупок, и непрозрачность реализации закупочных процедур. Этот список, сказала В.Матвиенко, можно продолжать, но и перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько важно настроиться на поиск конструктивных подходов по исправлению ситуации. "В частности, - отметила она, - высказывается мнение, что для того, чтобы решить проблемы с гособоронзаказом, нужен специальный федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики в области ОПК и исполнение государственного оборонного заказа. По сути, речь идет о воссоздании в какой-то новой форме хорошо известного Миноборонпрома. Не уверена, что это панацея, но давайте обсудим и такую возможность. Взвесим все "за" и "против".

Главным направлением совершенствования нормативного обеспечения государственных закупок, подчеркнула В.Матвиеннко, является расширение практики конкурсного размещения заказов на всех уровнях кооперации разработчиков вооружения и военной техники. По ее словам, необходимо решить задачу оптимального применения бюджетной классификации Российской Федерации в отношении закупок и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Одной из серьезных сегодняшних проблем глава Совета Федерации назвала оптимизацию государственного регулирования рынка продукции оборонного назначения. В законодательстве, заявила глава палаты российского парламента, необходимо предусмотреть механизмы планирования, ценообразования, формирования федеральной контрактной системы применительно к оборонно-промышленному комплексу.

В.Матвиенко подчеркнула, что главным фактором устойчивого функционирования серийных предприятий является загруженность производственных мощностей. При этом она обратила внимание на существующую тенденцию к сокращению объёмов работ по гособоронзаказу. Эта проблема, по ее словам, особенно актуальна для отраслей производства боеприпасов и спецхимии, а также в сфере закупок электронной компонентной базы. Обеспокоенность вызывает и неритмичность в производстве "изделий", добавила Председатель СФ, что приводит к увеличению их себестоимости и потере высококвалифицированных кадров. А в конечном счете, подчеркнула глава палаты Федерального Собрания, может привести и к фактической утрате уникальных технологий. "Считаю, - заявила она, - что нужно выработать нормы, распространяющие действие закона и на соисполнителей, поставляющих сырьё и материалы, осуществляющих работы и услуги производственного характера для головного исполнителя". При формировании проектов гособоронзаказа и Государственной программы вооружений, продолжала В.Матвиенко, следует предусматривать "опережающую" разработку и изготовление технических средств, которые используются в качестве комплектующих сложных систем и комплексов вооружений.

Председатель Совета Федерации обратилась к еще одной острой проблеме. "К сожалению, - заявила она, - в последние годы в работе с гособоронзаказом мы теряли не только время, но и такой важный стратегический ресурс, как квалифицированные кадры. На восполнение этих потерь тоже потребуется время и значительные средства".

Доклад Экспертному совету представил член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарев. Он рассказал о разработанном комиссией законопроекте "О государственном оборонном заказе", который должен прийти на смену действующему базовому закону, принятому в 1995 году, остановился на его особенностях, обратил внимание на применяемые в проекте правового акта новации. Значительное место в его выступлении заняли вопросы ценообразования в отрасли.

С содокладом на заседании выступил первый заместитель Министра обороны России Александр Сухоруков. Он изложил позицию Министерства обороны.

В ходе дискуссии ее участники указывали, что одним из недостатков представленной на рассмотрение Госдумы редакции закона является отсутствие увязки его положений с проектом федерального закона "О федеральной контрактной системе". Они обращали внимание на существенное отставание механизма формирования гособоронзаказа от процесса формирования и исполнения федерального бюджета, а также более детального регламентирования прав и ответственности субъектов правоотношений в сфере формирования и исполнения гособоронзаказа. Эксперты указывали на необходимость привести процесс формирования государственного оборонного заказа в соответствие с государственной программой вооружения и согласовать по срокам процесс формирования и принятия ГОЗ с процессом формирования и принятия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как подчеркнул председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, все высказанные в ходе дискуссии здравые идеи и предложения после обобщения будут обязательно представлены в Государственную Думу ко второму чтению законопроекта.
Опубликовано 05.04.2012