Самые популярные новости за неделю
07.12.2018 Президент России поздравил "КАМАЗ-мастер" 864
05.12.2018 Рынок вагоностроения: конкуренция обострилась, но временно 750
07.12.2018 Опубликованы материалы PTC Forum Europe 2018 701
07.12.2018 Ростех расширяет сотрудничество с Аргентиной 681
07.12.2018 Завершён ремонт главного двигателя поисково-спасательного корабля "Алагез" 661
06.12.2018 Денис Мантуров поздравил коллектив ЦАГИ со 100-летием Института 618
07.12.2018 Промышленное производство: результаты ноября 608
05.12.2018 Александр Новак: "Минэнерго России приступило к работе по актуализации Стратегии развития электросетевого комплекса России" 602
07.12.2018 "КАМАЗ-мастер" отметил свое 30-летие 599
07.12.2018 Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков прибыл с рабочим визитом в Екатеринбург 566
05.12.2018 Комиссия по развитию машиностроительного комплекса для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции рассмотрела проблемы развития НИОКР 557
06.12.2018 Награждены "гагаринские стипендиаты" 2018–2019 учебного года 555
07.12.2018 На форуме в Грозном обсудили инвестиционный и экспортный потенциал Северного Кавказа 553
07.12.2018 Дмитрий Рогозин назначен спецпредставителем Президента в области космоса 547
05.12.2018 В России могут появиться литейный производственный холдинг и инжиниринговый центр 546
06.12.2018 Дмитрий Медведев: Впервые с 2014 года, страна вышла на профицитный бюджет 538
06.12.2018 Инновационные полувагоны: рост цен негативно сказывается на спросе 462
06.12.2018 Завершается строительство первого котла для мусоросжигательного завода 442
05.12.2018 Ростех представил беспилотник для мониторинга электрических сетей 441
07.12.2018 РусГидро вошло в первую пятерку Национального рейтинга прозрачности закупок 391
07.12.2018 Ростех подтвердил высокий уровень прозрачности закупок 390
07.12.2018 Прошло успешное испытание 3D-биопринтера на борту МКС 389
07.12.2018 Продукция ПАО "Промтрактор" подтвердила статус "Лучшего товара России" 387
07.12.2018 Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли более чем на треть за 11 месяцев 386
07.12.2018 Уфимское предприятие "Технодинамики" нарастило выручку до 3,6 млрд рублей 385
05.12.2018 Уралвагонзавод принимает участие в выставке Egypt Defence 373
05.12.2018 ПАО "ЧАЗ" поддержало проект "Твой выбор профессии" 365
10.12.2018 Награждены победители совместного конкурса Военной академии Генштаба и ФПИ 350
07.12.2018 ООО "Инжитех" ведет переговоры о продаже контрольного пакета акций фонду прямых инвестиций Russian Friends Capital 324
06.12.2018 "Алнас" успешно прошел инспекционный аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента 324
10.12.2018 Железнодорожный рынок ждет роста погрузки и ставок в 2019 году 320
10.12.2018 Ассоциация "Росспецмаш" запустила важные информационные продукты для отраслей специализированного машиностроения 319
06.12.2018 ЧМК наращивает поставки балки на рынок Европы 319
10.12.2018 Руководители АО "ТЯЖМАШ" приняли участие в заседании Комиссии по развитию машиностроительного комплекса 306
10.12.2018 В России начались испытания уникальной отечественной техники для уплотнения бытовых и промышленных отходов 304
10.12.2018 "Уральские локомотивы" выполнили годовой контракт по производству электровозов 2ЭС6 300
10.12.2018 Денис Мантуров совершил рабочий визит в Казань 295
10.12.2018 "Метафракс" заказал у ОВК 100 вагонов-цистерн для перевозки метанола 291
05.12.2018 "Росэлектроника" и "ПКК Миландр" создают совместное предприятие по производству "умных" электросчетчиков 267
05.12.2018 ОДК приступает к разработке семейства промышленных газотурбинных установок на базе авиационного двигателя ПД-14 266
07.12.2018 Уралмашзавод запустил проекты цифровизации производства 262
06.12.2018 ПСМ: Энергокомплекс для логистического комплекса в Твери 257
06.12.2018 Трансмашхолдинг поставит ЦППК рельсовые автобусы новой модели РА-3 255
11.12.2018 Минпромторг России и "Группа ГАЗ" подписали специальный инвестиционный контракт о создании производств новых моделей 245
05.12.2018 СП Vestas и РОСНАНО запустило основное оборудование по производству лопастей для ветроустановок 245
06.12.2018 Максим Овчинников ответил на вопросы о выполнении ГОЗа 242
05.12.2018 РусГидро и Ассоциация "Гидроэнергетика России" издали книгу-справочник о гидроэлектростанциях России 240
11.12.2018 Денис Мантуров посетил предприятия Нижнего Новгорода 239
11.12.2018 В Нижнем Новгороде состоялся Координационный совет по вопросам развития экспорта 237
11.12.2018 Пилотный проект по исследованию качества бензина запущен в Ставропольском крае 237

Опубликовано: 26 марта 2012 г.

Российское машиностроение: итоги 2011 года

Как сообщается на сайте Союза Машиностроителей России со ссылкой на РИА Новости, рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15.6% - это лучший результат среди всех отраслей промышленности.

Однако, как отмечается в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 года", подготовленном экспертами Центра экономических исследований "РИА-Аналитика", рост производства в машиностроении в 2011 году был неоднородным и фрагментарным. Помимо фактора низкой базы, он, в основном, обеспечивался госинвестициями в инфраструктуру, субсидиями сельскому хозяйству и бюджетным стимулированием потребительского спроса на легковые автомобили. При этом не произошло ожидаемого роста производства в гражданском авиастроении, продолжилось падение производства в гражданском судостроении, а выпуск большой части продукции по-прежнему существенно отстает от тех объемов, которые наблюдались в 2007-2008 годах. Например, выпуск зерноуборочных комбайнов в 2011 году был ниже уровня 2008 года на 25%, станков – на 36%, экскаваторов в 2.6 раза, башенных кранов в 5.5 раза.

Детальный анализ итогов работы отрасли позволяет выделить лишь единицы видов машиностроительной продукции, производство которых уже восстановилось от шокового кризисного обвала. Однако во многих случаях это восстановление произошло при серьезном содействии государства.

Прежде всего, конечно, следует отметить "чудесное воскрешение" автомобилестроительного сектора, а вернее той его части, которая производит легковые автомобили. Объем производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня – более 1.7 млн единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40% прироста производства в целом по машиностроению.

Отчасти такой результат обусловлен восстановлением реального, то есть не субсидированного потребительского спроса, так как рост продаж в 2011 году наблюдался в отношении практически всех моделей автомобилей. Потребительский спрос в России в период кризиса просел меньше, чем инвестиционный, и восстановился быстрее. Об этом свидетельствует и тот факт, что производство бытовой электроники и техники также уже превысило показатели 2008 года. Кроме того, существенную поддержку спросу оказало потребительское кредитование.

Главным же фактором восстановления легкового автомобилестроения стали программы утилизации и льготного кредитования, которые несколько раз продлевались. Прекращение действия утилизационной программы во второй половине 2011 года вызвало падение темпов роста производства легковых автомобилей в IV квартале, а с 1 января 2012 года перестала действовать программа льготного кредитования. В связи с этим очень вероятно, что динамика производства легковых автомобилей в 2012 году станет ухудшаться.

Можно отметить, что на выходе из кризиса в российском автомобилестроении значительно выросла доля сборочного производства. Если в 2008 году доля иностранных марок в общем объеме выпуска составляла 40%, то по итогам 2011 года – почти 73%. При этом количество выпущенных отечественных марок существенно (на четверть) отставало от результата 2008 года, тогда как иностранных марок – выросло за этот период почти на 90%.

Примерно такая же ситуация сейчас складывается в сельхозмашиностроении, которое растет за счет госинвестиций через "Росагролизинг". При этом производство тракторов уже превысило докризисный уровень, но две трети из их общего выпуска – это собранные на территории России тракторы "Беларусь".

Второй важной точкой роста в машиностроении стало крупное энергетическое оборудование – генераторы и турбины. В последние два года в России активно ведется строительство новых энергоблоков. В 2011 году их ввод был рекордным (около 6 ГВт), в 2012 году он будет еще больше (около 9 ГВт). Закономерно вырос спрос и на соответствующее оборудование. Однако бурное энергостроительство также имеет отношение к госинвестициям, так как в основном регулируется договорами о предоставлении мощности (ДПМ). Кроме того, немалый прирост спроса на энергооборудование обеспечил процесс восстановления после аварии Саяно-Шушенской ГЭС.

Наконец, третьим сегментом, который обеспечил лидерство машиностроения по темпам роста в 2011 году, стало производство железнодорожной техники. Активная динамика производства в этом секторе наблюдается, в основном, за счет рекордного выпуска грузовых вагонов, который превысил 60 тыс. единиц, тогда как до кризиса максимальный результат был 42 тыс. единиц за год.

Спрос на грузовые вагоны в 2011 году был по-настоящему ажиотажным. Однако настоящей причиной дефицита стало не резкое увеличение перевозок, которые на самом деле выросли за год всего на 3%, а снижение эффективности использования вагонного парка, которое произошло после появления большого количества независимых операторов. Это привело к увеличению порожнего пробега вагонов, что и стало причиной их недостатка. Очень вероятно, что рынок вагонов будет избыточен если не в 2012 году, то в 2013 году. Особенно если учесть, что мощности по производству этой продукции заметно выросли после запуска Тихвинского вагоностроительного завода.

По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства. Рост производства по сравнению с 2011 годом составит около 10%.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 28.03.2012 в 8:56
 

ЦИТАТА: "По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства." Уже приплыли. Машиностроения в РФ фактически нет! Создается иллюзия его наличия стараниями государства, чтоб из 20-ки не выкинули видимо. Как в СССР искусственно создавали видимость благополучия граждан для иностранцев, но только в Москве и Ленинграде.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2018 Портал машиностроения