Самые популярные новости за неделю
05.08.2020 Экспорт российской сельхозтехники в Узбекистан вырос на 5% 478
05.08.2020 Реформирование и регулирование железнодорожного транспорта в России: ретроспективный обзор ИПЕМ 474
05.08.2020 Экспорт российской сельхозтехники за 6 мес. 2020 года вырос на 13% 453
06.08.2020 Спад промышленного производства в России замедлился по результатам июля 426
07.08.2020 Цифровая промышленность получила первые стандарты 411
06.08.2020 Недополученная выручка ОАО "РЖД" и операторов в грузовых перевозках за март-июль составила 86,4 млрд рублей 408
07.08.2020 Поставщики ТМХ снижают себестоимость поставок с помощью ETrade – платформы электронной коммерции полного цикла от ЧИСП 379
07.08.2020 ВИАМ посетила делегация ПАО "ОАК" 320
07.08.2020 Роскосмос: Старт ракетостроительного чемпионата "Реактивное Движение" 320
07.08.2020 Ленинградская АЭС-2: ввод в эксплуатацию новейших блоков сократил потребление водных ресурсов на 25% 308
07.08.2020 Показатели "Святогора" по производству черновой меди выросли на 1,6% 306
07.08.2020 На Рыбинской ГЭС заменены пять из шести гидроагрегатов 306
07.08.2020 Число электробусных маршрутов в Москве выросло до 33-х 301
07.08.2020 На Адмиралтейских верфях заложили большой морозильный рыболовный траулер 286
07.08.2020 Ростсельмаш принял делегацию Евразийской экономической комиссии 286
07.08.2020 Самосвалы КАМАЗ поколения К4 получат свой товарный знак 277
07.08.2020 НИИЭП завершил техническое перевооружение производственного комплекса по изготовлению СВЧ - приборов 268
10.08.2020 Средние и небольшие машиностроительные предприятия снижают затраты на автоматизацию с помощью сервиса Low-Code (разработка без программистов) от ЧИСП 229
06.08.2020 В России заработало новое производство трансмиссий 216
06.08.2020 100-летний научный сотрудник "Росэлектроники" рассказал о будущем радиоэлектронной промышленности 211
06.08.2020 Участники форума "Инженеры будущего" прошли обучение на "судостроительном факультете" 206
06.08.2020 На шасси "Урал NEXT" создан автомобиль для охоты 203
06.08.2020 Сергей Шойгу проверил исполнение ГОЗ на Казанском авиационном заводе 200
06.08.2020 Концерн "Автоматика" вошел в число лидеров рейтинга организаций радиоэлектронной промышленности ЦНИИ "Электроника" 199
06.08.2020 АО "Уралэлектромедь" изготавливает катодные стержни из медных высевок 198
06.08.2020 Сергей Когогин выступил на экспертном совещании по дорожно-транспортной инфраструктуре 196
10.08.2020 Руководители ведущих заводов сельхозмашиностроения оценят работы соискателей Национальной премии им. Ежевского А.А 194
05.08.2020 Концерн "Созвездие" подвел итоги конкурса инновационных идей "Созвездие Z" 193
05.08.2020 БМЗ отмечает 15-летие с начала выпуска магистральных грузовых тепловозов 192
06.08.2020 На переделе обогащения Кольской ГМК заработал искусственный интеллект 190
05.08.2020 "КАМАЗ": подведены производственные итоги июля 189
06.08.2020 На энергоблоке № 1 Курской АЭС-2 завершен монтаж третьего яруса внутренней защитной оболочки 187
05.08.2020 Ростех приступил к производству первой серийной партии пистолетов "Удав" 186
05.08.2020 Подведены предварительные итоги испытаний самолета МС-21-300 по защите от попадания воды в двигатели 186
05.08.2020 Ростех переведет в "цифру" документы Роспатента 183
05.08.2020 На заводе "Уралкабель" смонтировали систему термоиспытаний образцов 182
05.08.2020 И.о. главы Пермского края Дмитрий Махонин посетил Камскую ГЭС 180
05.08.2020 НЦИ обеспечил химкинскую больницу оптимизаторами энергопотребления 179
05.08.2020 "Швабе" удостоен премии "Золотой Меркурий" 177
07.08.2020 Более 37,2 млрд рублей направлено на реализацю инвестиционной программы Дальневосточной железной дороги в I полугодии 2020 года 173
11.08.2020 Минпромторг России наращивает уровень локализации производства в автомобильной отрасли 167
07.08.2020 Сахаэнерго обновит 31 дизель-генератор на северных электростанциях 165
10.08.2020 ВИАМ: В центре внимания − вопросы сварки и пайки металлических материалов 164
10.08.2020 На ракетостроительном чемпионате выбрали победителей 161
10.08.2020 На Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся спуск грузопассажирского судна проекта PV22 158
10.08.2020 В рамках выставки "Агросалон-2020" компания Ростсельмаш представит компактный зерноуборочный комбайн NOVA 158
10.08.2020 Обнинская "Технология" готова к серийному выпуску комплектующих для Су-57 157
10.08.2020 Ростех разрабатывает инновационное оптоволокно 156
10.08.2020 "ЗиО-Подольск" изготовит оборудование для проекта "БРЕСТ-ОД-300" 152
10.08.2020 Петрозаводскмаш приступил к отгрузке трубных узлов ГЦТ для АЭС "Куданкулам" 147

Опубликовано: 26 марта 2012 г.

Российское машиностроение: итоги 2011 года

Как сообщается на сайте Союза Машиностроителей России со ссылкой на РИА Новости, рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15.6% - это лучший результат среди всех отраслей промышленности.

Однако, как отмечается в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 года", подготовленном экспертами Центра экономических исследований "РИА-Аналитика", рост производства в машиностроении в 2011 году был неоднородным и фрагментарным. Помимо фактора низкой базы, он, в основном, обеспечивался госинвестициями в инфраструктуру, субсидиями сельскому хозяйству и бюджетным стимулированием потребительского спроса на легковые автомобили. При этом не произошло ожидаемого роста производства в гражданском авиастроении, продолжилось падение производства в гражданском судостроении, а выпуск большой части продукции по-прежнему существенно отстает от тех объемов, которые наблюдались в 2007-2008 годах. Например, выпуск зерноуборочных комбайнов в 2011 году был ниже уровня 2008 года на 25%, станков – на 36%, экскаваторов в 2.6 раза, башенных кранов в 5.5 раза.

Детальный анализ итогов работы отрасли позволяет выделить лишь единицы видов машиностроительной продукции, производство которых уже восстановилось от шокового кризисного обвала. Однако во многих случаях это восстановление произошло при серьезном содействии государства.

Прежде всего, конечно, следует отметить "чудесное воскрешение" автомобилестроительного сектора, а вернее той его части, которая производит легковые автомобили. Объем производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня – более 1.7 млн единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40% прироста производства в целом по машиностроению.

Отчасти такой результат обусловлен восстановлением реального, то есть не субсидированного потребительского спроса, так как рост продаж в 2011 году наблюдался в отношении практически всех моделей автомобилей. Потребительский спрос в России в период кризиса просел меньше, чем инвестиционный, и восстановился быстрее. Об этом свидетельствует и тот факт, что производство бытовой электроники и техники также уже превысило показатели 2008 года. Кроме того, существенную поддержку спросу оказало потребительское кредитование.

Главным же фактором восстановления легкового автомобилестроения стали программы утилизации и льготного кредитования, которые несколько раз продлевались. Прекращение действия утилизационной программы во второй половине 2011 года вызвало падение темпов роста производства легковых автомобилей в IV квартале, а с 1 января 2012 года перестала действовать программа льготного кредитования. В связи с этим очень вероятно, что динамика производства легковых автомобилей в 2012 году станет ухудшаться.

Можно отметить, что на выходе из кризиса в российском автомобилестроении значительно выросла доля сборочного производства. Если в 2008 году доля иностранных марок в общем объеме выпуска составляла 40%, то по итогам 2011 года – почти 73%. При этом количество выпущенных отечественных марок существенно (на четверть) отставало от результата 2008 года, тогда как иностранных марок – выросло за этот период почти на 90%.

Примерно такая же ситуация сейчас складывается в сельхозмашиностроении, которое растет за счет госинвестиций через "Росагролизинг". При этом производство тракторов уже превысило докризисный уровень, но две трети из их общего выпуска – это собранные на территории России тракторы "Беларусь".

Второй важной точкой роста в машиностроении стало крупное энергетическое оборудование – генераторы и турбины. В последние два года в России активно ведется строительство новых энергоблоков. В 2011 году их ввод был рекордным (около 6 ГВт), в 2012 году он будет еще больше (около 9 ГВт). Закономерно вырос спрос и на соответствующее оборудование. Однако бурное энергостроительство также имеет отношение к госинвестициям, так как в основном регулируется договорами о предоставлении мощности (ДПМ). Кроме того, немалый прирост спроса на энергооборудование обеспечил процесс восстановления после аварии Саяно-Шушенской ГЭС.

Наконец, третьим сегментом, который обеспечил лидерство машиностроения по темпам роста в 2011 году, стало производство железнодорожной техники. Активная динамика производства в этом секторе наблюдается, в основном, за счет рекордного выпуска грузовых вагонов, который превысил 60 тыс. единиц, тогда как до кризиса максимальный результат был 42 тыс. единиц за год.

Спрос на грузовые вагоны в 2011 году был по-настоящему ажиотажным. Однако настоящей причиной дефицита стало не резкое увеличение перевозок, которые на самом деле выросли за год всего на 3%, а снижение эффективности использования вагонного парка, которое произошло после появления большого количества независимых операторов. Это привело к увеличению порожнего пробега вагонов, что и стало причиной их недостатка. Очень вероятно, что рынок вагонов будет избыточен если не в 2012 году, то в 2013 году. Особенно если учесть, что мощности по производству этой продукции заметно выросли после запуска Тихвинского вагоностроительного завода.

По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства. Рост производства по сравнению с 2011 годом составит около 10%.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 28.03.2012 в 8:56
 

ЦИТАТА: "По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства." Уже приплыли. Машиностроения в РФ фактически нет! Создается иллюзия его наличия стараниями государства, чтоб из 20-ки не выкинули видимо. Как в СССР искусственно создавали видимость благополучия граждан для иностранцев, но только в Москве и Ленинграде.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2020 Портал машиностроения