Самые популярные новости за неделю
13.06.2018 В Москве состоялся IT-Форум "Российские решения T-FLEX PLM" 570
13.06.2018 На заседании "Росспецмаша" обсудили проблемы отрасли 526
13.06.2018 Ассоциация "Росспецмаш": введение таможенных пошлин на пищевое оборудование не приведет росту цен на продукты питания 477
13.06.2018 Денис Мантуров провел совещание по подготовке к "Гидроавиасалону-2018" 453
14.06.2018 Опубликован мониторинг ситуации в промышленности России по итогам мая 2018 года 435
14.06.2018 Объявлены 39 новых номинантов Национальной премии "ПРИОРИТЕТ-2018" 425
14.06.2018 Астрахань включается в национальную систему квалификаций в судостроении 404
13.06.2018 АЙПЛ Консалтинг представила проект "Производство 4.0. Интеграция оборудования и бизнес-приложений в литейном производстве" на конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 392
13.06.2018 Federal-Mogul Powertrain разработала новые поршневые кольца для использования в двигателях коммерческих автомобилей 364
15.06.2018 Инновации оказались успешными для bauma CTT RUSSIA 2018 360
13.06.2018 "НЕФАЗ" представил облегчённый самосвальный полуприцеп 354
14.06.2018 Ростсельмаш начал поставлять сельхозтехнику по программе льготного кредитования 315
13.06.2018 ОХК "Щекиноазот" приобрела 295 вагонов-цистерн производства "ТихвинХимМаш" 314
14.06.2018 ЧТЗ поставил в Казахстан уникальные бульдозеры 313
14.06.2018 Московский НПЗ "Газпром нефти" завершил монтаж крупногабаритного оборудования современной установки переработки нефти "Евро+"  309
13.06.2018 "КАМАЗ" продемонстрировал первый беспилотный электробус 309
13.06.2018 В решение Appius-PLM встроен визуализатор 3D-моделей различных CAD-систем  307
14.06.2018 Подведены итоги IV Корпоративного Чемпионата ОАК по стандартам WorldSkills 299
15.06.2018 Аудиторы оценили процесс модернизации тепловозов на ШААЗе 263
15.06.2018 Концерн "Калашников" завершил сделку по приобретению Кингисеппского машиностроительного завода и Дизельзипсервис 259
15.06.2018 Новая кафедра МФТИ на базе ОАК начала набор студентов 254
13.06.2018 В 2018 году экспорт сельхозтехники CLAAS в Казахстан увеличится на треть 253
15.06.2018 Компания 3М представляет последнее изобретение в классе промышленных клейких лент 247
15.06.2018 ОДК представит на MIOGE 2018 новейшие решения для транспорта газа и энергогенерации 245
15.06.2018 Краснокамский РМЗ в восьмой раз подтвердил сертификат ISO 9001:201 241
15.06.2018 Уралмашзавод произвел первую в России шахтную подъемную машину 231

Опубликовано: 26 марта 2012 г.

Российское машиностроение: итоги 2011 года

Как сообщается на сайте Союза Машиностроителей России со ссылкой на РИА Новости, рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15.6% - это лучший результат среди всех отраслей промышленности.

Однако, как отмечается в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 года", подготовленном экспертами Центра экономических исследований "РИА-Аналитика", рост производства в машиностроении в 2011 году был неоднородным и фрагментарным. Помимо фактора низкой базы, он, в основном, обеспечивался госинвестициями в инфраструктуру, субсидиями сельскому хозяйству и бюджетным стимулированием потребительского спроса на легковые автомобили. При этом не произошло ожидаемого роста производства в гражданском авиастроении, продолжилось падение производства в гражданском судостроении, а выпуск большой части продукции по-прежнему существенно отстает от тех объемов, которые наблюдались в 2007-2008 годах. Например, выпуск зерноуборочных комбайнов в 2011 году был ниже уровня 2008 года на 25%, станков – на 36%, экскаваторов в 2.6 раза, башенных кранов в 5.5 раза.

Детальный анализ итогов работы отрасли позволяет выделить лишь единицы видов машиностроительной продукции, производство которых уже восстановилось от шокового кризисного обвала. Однако во многих случаях это восстановление произошло при серьезном содействии государства.

Прежде всего, конечно, следует отметить "чудесное воскрешение" автомобилестроительного сектора, а вернее той его части, которая производит легковые автомобили. Объем производства легковых автомобилей в 2011 году достиг рекордного уровня – более 1.7 млн единиц. В результате автомобилестроение обеспечило около 40% прироста производства в целом по машиностроению.

Отчасти такой результат обусловлен восстановлением реального, то есть не субсидированного потребительского спроса, так как рост продаж в 2011 году наблюдался в отношении практически всех моделей автомобилей. Потребительский спрос в России в период кризиса просел меньше, чем инвестиционный, и восстановился быстрее. Об этом свидетельствует и тот факт, что производство бытовой электроники и техники также уже превысило показатели 2008 года. Кроме того, существенную поддержку спросу оказало потребительское кредитование.

Главным же фактором восстановления легкового автомобилестроения стали программы утилизации и льготного кредитования, которые несколько раз продлевались. Прекращение действия утилизационной программы во второй половине 2011 года вызвало падение темпов роста производства легковых автомобилей в IV квартале, а с 1 января 2012 года перестала действовать программа льготного кредитования. В связи с этим очень вероятно, что динамика производства легковых автомобилей в 2012 году станет ухудшаться.

Можно отметить, что на выходе из кризиса в российском автомобилестроении значительно выросла доля сборочного производства. Если в 2008 году доля иностранных марок в общем объеме выпуска составляла 40%, то по итогам 2011 года – почти 73%. При этом количество выпущенных отечественных марок существенно (на четверть) отставало от результата 2008 года, тогда как иностранных марок – выросло за этот период почти на 90%.

Примерно такая же ситуация сейчас складывается в сельхозмашиностроении, которое растет за счет госинвестиций через "Росагролизинг". При этом производство тракторов уже превысило докризисный уровень, но две трети из их общего выпуска – это собранные на территории России тракторы "Беларусь".

Второй важной точкой роста в машиностроении стало крупное энергетическое оборудование – генераторы и турбины. В последние два года в России активно ведется строительство новых энергоблоков. В 2011 году их ввод был рекордным (около 6 ГВт), в 2012 году он будет еще больше (около 9 ГВт). Закономерно вырос спрос и на соответствующее оборудование. Однако бурное энергостроительство также имеет отношение к госинвестициям, так как в основном регулируется договорами о предоставлении мощности (ДПМ). Кроме того, немалый прирост спроса на энергооборудование обеспечил процесс восстановления после аварии Саяно-Шушенской ГЭС.

Наконец, третьим сегментом, который обеспечил лидерство машиностроения по темпам роста в 2011 году, стало производство железнодорожной техники. Активная динамика производства в этом секторе наблюдается, в основном, за счет рекордного выпуска грузовых вагонов, который превысил 60 тыс. единиц, тогда как до кризиса максимальный результат был 42 тыс. единиц за год.

Спрос на грузовые вагоны в 2011 году был по-настоящему ажиотажным. Однако настоящей причиной дефицита стало не резкое увеличение перевозок, которые на самом деле выросли за год всего на 3%, а снижение эффективности использования вагонного парка, которое произошло после появления большого количества независимых операторов. Это привело к увеличению порожнего пробега вагонов, что и стало причиной их недостатка. Очень вероятно, что рынок вагонов будет избыточен если не в 2012 году, то в 2013 году. Особенно если учесть, что мощности по производству этой продукции заметно выросли после запуска Тихвинского вагоностроительного завода.

По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства. Рост производства по сравнению с 2011 годом составит около 10%.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 28.03.2012 в 8:56
 

ЦИТАТА: "По мнению экспертов "РИА-Аналитика", в 2012 году в отрасли произойдет ухудшение динамики производства." Уже приплыли. Машиностроения в РФ фактически нет! Создается иллюзия его наличия стараниями государства, чтоб из 20-ки не выкинули видимо. Как в СССР искусственно создавали видимость благополучия граждан для иностранцев, но только в Москве и Ленинграде.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2018 Портал машиностроения