Самые популярные новости за неделю
13.06.2018 В Москве состоялся IT-Форум "Российские решения T-FLEX PLM" 570
13.06.2018 На заседании "Росспецмаша" обсудили проблемы отрасли 526
13.06.2018 Ассоциация "Росспецмаш": введение таможенных пошлин на пищевое оборудование не приведет росту цен на продукты питания 477
13.06.2018 Денис Мантуров провел совещание по подготовке к "Гидроавиасалону-2018" 453
14.06.2018 Опубликован мониторинг ситуации в промышленности России по итогам мая 2018 года 435
14.06.2018 Объявлены 39 новых номинантов Национальной премии "ПРИОРИТЕТ-2018" 425
14.06.2018 Астрахань включается в национальную систему квалификаций в судостроении 404
13.06.2018 АЙПЛ Консалтинг представила проект "Производство 4.0. Интеграция оборудования и бизнес-приложений в литейном производстве" на конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 392
13.06.2018 Federal-Mogul Powertrain разработала новые поршневые кольца для использования в двигателях коммерческих автомобилей 364
15.06.2018 Инновации оказались успешными для bauma CTT RUSSIA 2018 360
13.06.2018 "НЕФАЗ" представил облегчённый самосвальный полуприцеп 354
14.06.2018 Ростсельмаш начал поставлять сельхозтехнику по программе льготного кредитования 315
13.06.2018 ОХК "Щекиноазот" приобрела 295 вагонов-цистерн производства "ТихвинХимМаш" 314
14.06.2018 ЧТЗ поставил в Казахстан уникальные бульдозеры 313
14.06.2018 Московский НПЗ "Газпром нефти" завершил монтаж крупногабаритного оборудования современной установки переработки нефти "Евро+"  309
13.06.2018 "КАМАЗ" продемонстрировал первый беспилотный электробус 309
13.06.2018 В решение Appius-PLM встроен визуализатор 3D-моделей различных CAD-систем  307
14.06.2018 Подведены итоги IV Корпоративного Чемпионата ОАК по стандартам WorldSkills 299
15.06.2018 Аудиторы оценили процесс модернизации тепловозов на ШААЗе 263
15.06.2018 Концерн "Калашников" завершил сделку по приобретению Кингисеппского машиностроительного завода и Дизельзипсервис 259
15.06.2018 Новая кафедра МФТИ на базе ОАК начала набор студентов 254
13.06.2018 В 2018 году экспорт сельхозтехники CLAAS в Казахстан увеличится на треть 253
15.06.2018 Компания 3М представляет последнее изобретение в классе промышленных клейких лент 247
15.06.2018 ОДК представит на MIOGE 2018 новейшие решения для транспорта газа и энергогенерации 245
15.06.2018 Краснокамский РМЗ в восьмой раз подтвердил сертификат ISO 9001:201 241
15.06.2018 Уралмашзавод произвел первую в России шахтную подъемную машину 231

Опубликовано: 06 марта 2012 г.

Россия и Китай готовятся заключить контракт на 48 истребителей СУ-35

Источник информации: Коммерсантъ

СУ-35 Россия и Китай близки к заключению крупнейшего за последнее десятилетие оружейного контракта. Как стало известно "Ъ", стороны практически договорились о поставке КНР 48 многофункциональных истребителей Су-35 стоимостью $4 млрд. Однако на пути к заключению сделки возникло неожиданное препятствие. Москва требует от Пекина юридических гарантий отказа от копирования российских истребителей — чтобы оградить себя от потенциального конкурента на рынках других стран. Китай же такие гарантии давать не спешит.

О переговорах между Москвой и Пекином по контракту на поставку партии многофункциональных истребителей Су-35 "Ъ" рассказали несколько источников в российском ОПК. "Стороны практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 многофункциональных истребителей Су-35",— говорит источник, близкий к системе ВТС. По его словам, сумма ожидаемого контракта составит порядка $4 млрд (около $85 млн за единицу), однако, как оговорился собеседник "Ъ", "цена в процессе переговоров может измениться". Информацию о переговорах подтверждает и источник "Ъ", близкий к китайской части межправкомиссии.

Контракт должен стать крупнейшей сделкой в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества за последние годы. Доля КНР в российском оружейном экспорте неуклонно снижается с 2007 года, а с 2003 года крупные оружейные контракты с Пекином Москва не заключала.

Впервые об интересе китайских военных к Су-35 стало известно в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян посетил стенд компании "Сухой", ознакомился с возможностями нового многофункционального истребителя и высоко оценил его летные и тактико-технические характеристики.

В 2010 году появилась неофициальная информация о желании Китая приобрести партию Су-35. Однако подтверждение этому прозвучало лишь в феврале 2012 года, когда первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Александр Фомин заявил: "В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась к нам с соответствующим предложением".

Су-35 (по кодификации НАТО Flanker-E+) — истребитель поколения 4++ большого радиуса действия. Способен развивать скорость до 2,5 тыс. км в час, дальность полета — 3,4 тыс. км, боевой радиус — около 1,6 тыс. км. Вооружен 30-миллиметровой пушкой, имеет 12 точек подвески для навесного вооружения, включая ракеты и бомбы.

Однако на пути нового контракта есть одно препятствие. По данным "Ъ", российская сторона настаивает на оформлении юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность. "Это, действительно, важное условие",— настаивает собеседник "Ъ", близкий к системе ВТС.

По словам собеседника "Ъ" в правительстве РФ, Москва стремится не только обеспечить себе задел на китайском рынке, но и предотвратить в перспективе копирование российских самолетов для продажи на рынках третьих стран по демпинговым ценам. Основания для опасений у Москвы есть. Так, китайский истребитель J-10 является, по сути, копией российского Су-27, J-11 — аналогом Су-30, а FC-1 повторяет истребитель МиГ-29. При этом все российские самолеты были в распоряжении китайских инженеров. Другая история связана с самолетом Су-33. Китайцы скопировали его с опытного образца Т10К, попавшего к ним с Украины, и создали аналог под названием J-15. Последний инцидент связан с истребителем Су-30МК2 — его китайская копия была названа J-16 и создана на авиазаводе в Шэньяне.

Источник "Ъ" в правительстве РФ напоминает, что российские оригиналы и китайские копии уже сталкивались на рынках третьих стран. В 2009 году МиГ-29 и FC-1 столкнулись на рынке Мьянмы, а через год — в Египте. Причем китайская машина при всем ее техническом отставании от оригинала стоила в 3,5 раза дешевле: около $10 млн против $35 млн. Хотя контракт в Мьянме на €500 млн остался за Россией, а контракт с Египтом не состоялся, Москва всерьез задумалась о потенциальной опасности со стороны конкурентов из КНР. В июле 2010 года управление администрации президента по внешней политике даже заказало специальное исследование на эту тему.

Эксперты убеждены, что и на сей раз одним из главных мотивов КНР при заключении контракта может быть доступ к новейшим российским технологиям. "Готовность закупить столь большую партию истребителей свидетельствует о том, что китайцы столкнулись с серьезными техническими проблемами в ходе работ по модификации своих самолетов, созданных на основе Су-27,— пояснил "Ъ" эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.— С этой закупкой они смогут изучить новые истребители".

Примечательно, что в 2008 году Россия и Китай заключали рамочное соглашение об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС. Тем не менее, по словам собеседников "Ъ", Москва настаивает на заключении отдельного соглашения — для дополнительных гарантий. Китай, по словам источника "Ъ", пока не дал положительного ответа. Впрочем, предупреждает господин Кашин, даже если китайцы согласятся юридически оформить права на интеллектуальную собственность на Су-35, отследить соблюдение соглашения будет практически невозможно. "А судиться едва ли кто-то станет",— заключает он.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Юрков Сергей Карпович
сообщение оставлено 07.03.2012 в 17:17
 

Если СУ-35 предназначен для продажи на третьих рынках, то Китай рано или поздно получит доступ к этой машине. Считаю, что продать надо, но цену значительно поднять. Пока дойдет дело до конкуренции на третьих рынках, Китай этой сделкой сделает нам неплохую рекламу, заказов резко прибавится и надо просто этим воспользоваться. Тем более, прежде чем выходить на рынки с прототипом этой машины, Китаю надо будет наполнить собственные ВВС. СУ-35 близок к машине 5-го поколения, а с собственным истребителем 5-го поколения, судя по всему у Китая большие проблемы.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2018 Портал машиностроения