3 ноября 2011 года Министр Э.С. Набиуллина выступила на пленарном заседании II Российско-Норвежского бизнес-форума

В работе Форума, организованного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Норвежско-Российской торговой палатой и посвященного перспективам углубления российско-норвежского сотрудничества в различных областях, приняли участие Президент ТПП России С.Н. Катырин, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубков, Министр экономики и торговли Норвегии Тронд Гиске, представители деловых и экспертных кругов России и Норвегии.

Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной

на II Российско-Норвежском бизнес-форуме,

г. Москва, 3 ноября 2011 г.



Уважаемые коллеги!


Торгово-экономические отношения России и Норвегии имеют давние традиции. Мы считаем необходимым сохранение атмосферы конструктивного сотрудничества между нашими странами для решения новых задач развития в условиях трудностей, с которыми сталкиваются экономики многих стран мира.

Это трудности разного характера. Но все они привносят в экономику ситуацию неопределенности.

Проводя экономическую политику, мы исходим из того, что наиболее вероятным сценарием развития мировой экономики является сценарий достаточно длительного периода невысоких темпов роста – ниже, чем в период до кризиса 2008 года.

Как же Россия отвечает на эту ситуацию?

Во-первых, взвешенной бюджетной политикой.

Во-вторых, мы последовательно проводим политику экономической интеграции.

В-третьих, модернизация российской экономики.

И в-четвертых, нами принимаются меры по улучшению деловой среды.

Теперь остановлюсь на каждом из перечисленных пунктов подробнее.

Первое - макроэкономическая и бюджетная стабильность.

В условиях нестабильности мировой экономики у России неплохие позиции: сравнительно низок объем государственного долга – около 10% ВВП. Сохраняются значительные золотовалютные резервы объемом более 500 млрд. долл. и высокий профицит текущего счета. Не перегрет фондовый рынок.

Далее. Нашим важным приоритетом является экономическая интеграция.

Летом 2011 г. завершено формирование единой таможенной территории России, Казахстана и Белоруссии. Недавно ряд стран СНГ подписали договор о зоне свободной торговли. С 1 января 2012 г. начнут действовать механизмы Единого экономического пространства.

На завершающей стадии находится работа по присоединению России к ВТО. Ведутся переговоры по заключению договоров о свободной торговле с ЕАСТ.

Третье. Нашей задачей является переход от преимущественно сырьевой модели роста к инновационной – на основе модернизации экономики, повышения производительности труда, создания новых продуктов и рынков.

У нас есть приоритеты модернизации – медицина и фармацевтика, ядерная энергетика, энергоэффективность, информационные и телекоммуникационные технологии, космос.

Мы активно развиваем эти сферы. Постоянно растут расходы государства в этих областях. Только на космос и телекоммуникации в 2012 г. будет выделен более 5 млрд. долл. США, а всего на модернизацию в ближайшие годы будет направлено более 1 трлн. руб. – более 30 млрд. долл..

Но этими приоритетами наши интересы не ограничены. Конкурентоспособность современной экономики обусловливается уровнем технологического развития всех отраслей. Поэтому мы хотим придать качественно иной, основанный на технологическом развитии, облик всей российской экономике.

Мы считаем, что у наших стран есть большой потенциал развития кооперационного сотрудничества в данной области, что отражено в российско-норвежской декларации о партнерстве во имя модернизации.

База для развития такого сотрудничества имеется: в настоящее время в России присутствует более 120 норвежских компаний. Особенно значимо и заметно их участие в экономике регионов севера и северо-запада России – Мурманской, Архангельской, Ленинградской областей, а также г. Санкт-Петербурга.

Мы хотели бы расширить их присутствие в российской экономике. Мы считаем, что уже есть фундаментальные факторы привлекательности: природные ресурсы, квалифицированную и относительно дешевую рабочую силу, огромный потенциальный рынок сбыта, включающий, кроме собственно России, также страны Таможенного союза. Мы также последовательно создаем условия для улучшения деловой среды.

Правительством Российской Федерации приняты меры по снижению административных барьеров, предоставлению налоговых льгот, облегчению доступа к инфраструктуре, оптимизации миграционного законодательства.

Для придания работе с иностранными инвесторами системного характера создан механизм оперативного рассмотрения их проблем, включающий в себя, в частности, такие элементы как институт омбудсмена по иностранным инвестициям в лице первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

В целях облегчения кадрового обеспечения компаний введено понятие высококвалифицированного специалиста, предусматривающее упрощенный порядок их привлечения из-за рубежа.

Мы упрощаем строительные процедуры и снимаем инфраструктурные ограничения.

Для снижения рисков иностранных инвесторов создан Фонд прямых иностранных инвестиций, в который федеральный бюджет в течение 5 лет внесет 10 млрд. долл. Он уже начал функционировать и направлен на софинансирование модернизационных проектов с разделением государством рисков частных инвесторов.

Созданы 24 особые экономические зоны 4 видов: промышленные, технологические и инновационные, туристско-рекреационные и портовые.

В итоге, по данным Всемирного Банка, Россия в этом году вошла в "ТОП-25" ведущих стран мира по количеству проведенных реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса.

Мы также принимаем меры по прямому содействию инновационной активности предприятий и компаний.

Созданы специальные институты развития: Роснано, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская венчурная компания, Российский фонд технологического развития.

Отдельно хочу выделить самый известный наш инновационный проект - это центр в Сколково. В его состав входят, и их список растет, лидирующие российские и иностранные компании в сфере разработки высоких технологий.

В целях создания дополнительных стимулов расширения выпуска новой, высокотехнологичной продукции, мы модифицируем систему госзакупок.

Все ведущие компании с государственным участием разрабатывают программы инновационного развития, что позволит обеспечить расширение спроса на результаты исследований и разработок российских научных и образовательных организаций, предприятий малого и среднего бизнеса. Только за ближайшие три года, российские энергетические, нефте- и газодобывающие компании направят на своё собственное развитие в целом 8,5 трлн. рублей (280 млрд. долл.), из них на современное оборудование – 3,2 трлн. рублей (110 млрд. долл. США).

Мы развиваем инновационную инфраструктуру вузовской науки, создаем национальные исследовательские центры, первым из которых стал Курчатовский институт. В ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 млрд. рублей (1 млрд. долл.).

Мы создали специальный коммуникационный инструмент, для создания перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг). В нем участвуют все заинтересованные стороны: бизнес, наука, государство. Это – технологические платформы. Сейчас их общее количество составляет 28, они охватывают все основные направления модернизации: от медицины до композитных материалов и технологий.

Одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения энергоэффективности. Пилотные проекты в 14 регионах позволяют экономить 25-40% тепла и 15-40% электроэнергии. Все регионы уже имеют программу энергоэффективности. Мы хотели бы видеть норвежские компании в числе наших партнеров в данной сфере.

Будучи крупным поставщиком углеводородов в Европу, Норвегия имеет один из самых технологически развитых нефтегазовых комплексов в мире, а ведущая норвежская компания – "Статойл" является признанным технологическим лидером в области добычи и транспортировки углеводородов. Особенно это касается разработки месторождений на шельфе.

Россия имеет большие планы по добыче углеводородного сырья на своём континентальном шельфе, поэтому нам был бы интересен норвежский опыт разработок и создания соответствующих технологий.

В Норвегии развита отрасль по выращиванию рыбы – аквакультура. Напротив, в России пока только начинается развитие этой отрасли. Сельское хозяйство, в том числе повышение его технологического уровня, является приоритетом нашей экономической политики.

Учитывая потенциал российского рынка, рост потребления продуктов аграрного сектора в предстоящие 5 лет оценивается на уровне 25-30%, а также рынков стран Таможенного союза, мы рады были бы видеть на нем в качестве производителей и инвесторов компании из Норвегии.

Нас интересует развитие транспортных сетей. Одним из приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. является развитие Северного морского пути. Мы заинтересованы в опыте норвежских компаний в строительстве судов и судового оборудования для этого региона. У нас для развития этого направления создана особая экономическая зона в Мурманске.

Нам предстоит еще большая работа. Надеюсь, что обсуждение в рамках сегодняшнего форума, обмен мнениями по самым разным областям российско-норвежского сотрудничества будут способствовать подготовке и реализации новых интересных и взаимовыгодных совместных проектов.

Опубликовано 09.11.2011