Российское тормозостроение отмечает 90-летие отрасли


9-10 ноября состоится Научно-практическая конференция "Отечественному тормозостроению – 90 лет. Тенденции и перспективы развития". Конференция пройдет на базе ОАО "Московский тормозной завод "ТРАНСМАШ" при содействии Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники". На Конференции планируется обсудить актуальные вопросы отрасли. В работе примут участие представители департаментов ОАО "РЖД", НП "ОПЖТ", крупнейших предприятий отрасли железнодорожного машиностроения.

В этом году отрасль тормозостроения в России отмечает большой юбилей. 17 ноября ведущему предприятию отечественного машиностроения Московскому тормозному заводу, члену НП "ОПЖТ" исполняется 90 лет. Московский тормозной завод – признанный лидер отрасли в России и за рубежом. На сегодняшний день практически все грузовые и пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав железных дорог и метрополитенов оснащаются воздухораспределителями и другим тормозным оборудованием производства МТЗ.

История завода неразрывно связана с развитием отечественного производства тормозного оборудования. Начало было положено в 1921 году постановлением Высшего Совета Народного хозяйства об усилении производства американских тормозов Вестингауза. Но уже через год благодаря конструкторскому гению приехавшего на завод из Зауралья машиниста-изобретателя Флорентия Казанцева начался выпуск нового тормозного оборудования, которое было намного эффективнее американского аналога. Другой знаменитый заводчанин – Иван Матросов. Изобретенный им воздухораспределитель стал основным для железных дорог СССР. Иван Матросов создавал и совершенствовал тормоза практически для всех типов подвижного состава. До настоящего времени на пространстве 1520 грузовой тормоз Матросова является типовым и самым надежным. Его преимущества признаны ведущими машиностроительными компаниями мира.

В этом году на заводе будет отмечаться еще одна круглая дата – 60 лет Специальному конструкторскому бюро (СКБТ). Созданное в 1951 году постановлением Правительства СССР как базовое в части разработок нового тормозного оборудования, это подразделение и сейчас является мозговым центром инновационных тормозных приборов, которые находят свое место на перспективном подвижном составе, в том числе и с участием иностранных компаний Сименс, Альстом, Кнорр-Бремзе, Февели и других. Продуктом их деятельности являются тормозные модули для электровозов и тепловозов нового поколения ЭС 10, ЭП 20, 2ЭС6, 2ТЭ25К и многих других.

С 2007 года Московский тормозной завод состоит в Некоммерческом партнерстве "Объединение производителей железнодорожной техники". Для предприятия профессиональное объединение стало площадкой для реализации новых идей. Представители завода активно участвуют в работе профильных комитетов НП "ОПЖТ".

Работа по совершенствованию тормозного оборудования ведется постоянно. Для уменьшения "человеческого фактора" в управлении тормозами, в первую очередь в тяжеловесных и длинносоставных поездах, под руководством старшего вице-президента ОАО "РЖД", Президента "ОПЖТ" Валентина Гапановича конструкторами завода разработан кран машиниста 230Д с функцией распределенного управления тормозами поезда (РУТП), которым после завершения испытаний будут оснащаться все новые локомотивы.

Новаторство, высокие требования к выпускаемой продукции, современные подходы к производству – все это позволяет Московскому тормозному заводу долгие годы сохранять позицию лидера отечественного тормозостроения, принявшего на себя и реализующего основную задачу: обеспечивать безопасность движения на железнодорожном транспорте. В этом году, идя навстречу своему юбилею, Московский тормозной завод одним из первых в России номинируется на получение международного сертификата соответствия менеджмента европейскому стандарту железнодорожной промышленности IRIS.

Справка

Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ") образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении. ОАО МТЗ ТРАНСМАШ – предприятие, занимающее на рынке ведущее положение в разработке, производстве и поставке высокоэффективных тормозных систем, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава железных дорог и метрополитена. Достижения науки и новейшие технологии производства объединены общей целью – совершенствованием тормозных систем.
Опубликовано 28.10.2011