Без продуманной промышленной политики государства возрождение машиностроения невозможно


Обсуждение перспектив национального машиностроения состоялось в специальной сессии в первый день форума "Машиностроение и инжиниринг в России и СНГ": "Дебаты CEO".

В сессии приняли участие:
- Филип Пегориер, генеральный директор "Альстом" (Россия);
- Семен Млодик, заместитель генерального директора ОАО "НПК Уралвагонзавод";
- Владимир Гутенев, первый вице-президент Союза машиностроителей России;
- Александр Идрисов, Strategy Partners Group;
- Анатолий Лейрих, президент Консорциума "ИНТРАЛЛ";
- Николай Ямбуренко, первый заместитель генерального директора ОАО "Группа ГМС".

Собравшиеся обсудили вопросы спроса на машиностроительную продукцию, доступ к финансовым ресурсам, проблемы во взаимодействии с поставщиками, инфраструктурную составляющую и ряд других.

Разные подходы к внедрению инноваций на производстве отразили мнения участников сессии. Так Ф.Пегориер рассказал о формировании команды разработчиков в компании из российских и иностранных специалистов, что способствует обмену знаниями и опытом. С. Млодик подчеркнул ориентированность не на собственно НИОКР, а на постоянное создание новых продуктов. В.Гутенев отметил крайне низкую долю расходов, выделяемых на НИОКР по отрасли: средняя цифра составляет 1,24%. Он подчеркнул необходимость сбалансировать собственные разработки предприятий с отраслевыми и академическими. А.Лейрих заметил, что большая часть НИОКР должна осуществляться, по опыту компании, на том рынке, в том месте, где и будет востребована продукция.

В рамках сессии также был затронут кадровый вопрос. Ф. Пегориер отметил нехватку специалистов в возрасте от 25 до 40 лет. С. Млодик заметил, что, по его мнению, вопрос больше связан с квалифицированным управлением персоналом, нежели с квалификацией самого персонала. В. Гутенев рассказал об инициативах, позволяющих решить системные вопросы, связанные с образованием и переквалификацией. Среди таких инициатив: возможность компенсации затрат предприятий на зарубежные стажировки, дотацию ВУЗов, осуществляющих обучение иностранных студентов, и предоставление отсрочки до года от армии тем, кто идет на производство.

Также ряд острых проблем отрасли смогли обсудить машиностроители во второй день работы форума.

Дмитрий Осипов, генеральный директор российского представительства Eberspacher, рассказал об отсутствии рынка в России по производству оборудования для автопрома и выделил стремление российских предприятий к закупке иностранной продукции. Одним из ключевых отличий российской ситуации от Китая и Индии является завоз оборудования "под ключ" при строительстве нового завода. В то время как в этих странах оборудование и материалы стремятся использовать собственные. Д. Осипов отметил, что системные интеграторы заинтересованы в местной локализации и в работе с поставщиками второго уровня на российском рынке.

О системной работе в Казахстане, связанной с локализацией, рассказал генеральный директор Алматинского завода тяжелого машиностроения Ж. Едигенов. В политике государства делается упор на производство своего оборудования. Также Ж. Едигенов. выделил необходимость борьбы машиностроительных предприятий за внутренний рынок трех стран (Россия, Казахстан, Украина).

И. Салеев, директор по стратегии и инвестициям ООО "НПК "Горные машины" (Донецк), представил подход компании к разработкам и рассказал об итогах работы созданного в 2010 г. инженерно-технического центра. В компании данному направлению уделяется большое внимание. Продуманное управление инновациями ("портфельный" способ) позволило перейти от хаотичного процесса к работе, основанной на системном подходе. Как пример работы центра И. Салеев привел усовершенствованную модель очистного комбайна для тонких угольных пластов с бесцепной электрической системой подачи, в которую конструкторы центра внесли ряд изменений, повысивших эксплуатационные характеристики изделия.

С. Трифонов (генеральный директор ЗАО "Бецема") отметил низкий уровень производительности предприятий в России: даже у компаний лидеров отрасли он в десятки раз ниже, чем за рубежом.

Среди ряда проблем машиностроительной отрасли С. Трифонов выделил:
- отсутствие станкопрома в России;
- малое количество надежных и эффективных поставщиков;
- кадровый голод (особенно на позициях бригадир, мастер);
- трансформацию машиностроения в российский инжиниринг.

Российское машиностроение, заметил С. Трифонов, находится "в вакууме" и прорыв на зарубежные рынки невозможен без соответствующей поддержки со стороны государства.

Несмотря на успешные примеры по решению проблем на отдельных предприятиях, которые прозвучали в рамках форума, можно отметить большую веру в машиностроение в России со стороны иностранных компаний, нежели среди российских предприятий. Необходимость продуманной государственной политики отмечали все участники форума. Без активной роли государства в решении ряда проблем возрождение российского машиностроения невозможно.
Источник информации
Теги
Опубликовано 24.10.2011