Проблемы и вызовы стоящие перед машиностроительной отраслью обсудили на форуме "Машиностроение и инжиниринг в России и СНГ"


19 октября в Москве начал свою работу Международный форум "Машиностроение и инжиниринг в России и СНГ", организованный компанией Adam Smith Conferences.

Основная тема форума: как обеспечить конкурентоспособность отрасли на мировом рынке?

В первой сессии "Мировые тенденции и стратегии в машиностроении и их влияние на отрасль в России и СНГ", модератором которой выступил Александр Идрисов (Strategy partners Group),  приняли участие Александр Филатов (генеральный директор, ОАО "Русские машины"), Филипп Геерс (генеральный директор, CECIMO – Европейская Ассоциация Отраслей Станкостроения), Николай Ямбуренко (первый заместитель генерального директора, ГМС Группа).

В своем выступлении А. Филатов охарактеризовал текущую ситуацию отрасли в России и в мире. Он отметил снижение индекса деловой активности все в большем количестве стран и балансирование российской промышленности на грани спада с августа. Европейская промышленность сталкивается с рядом проблем, в то время как Китай двигается от сфер промышленности с низкой добавленной стоимостью к сферам, характеризующимися высокой добавленной стоимостью. Среди общих тенденций он выделил внедрение энергосберегающих технлогий, глобализацию и масштабность бизнеса, фрагментацию потребностей потребителей.

По мнению А. Филатова российская промышленность находится в своеобразном "сэндвиче" между усиливающейся конкуренцией более качественной продукции производителей развитых стран и производителями из Китая, продукция которых конкурирует по цене на фоне общего улучшающегося ее качества. Наиболее уверенно на российском рынке чувствуют себя производители железнодорожной отрасли и оборонной промышленности.

Основными проблемами А. Филатов видит:
― изношенность производственных мощностей и трудоемкость изготовления новой продукции;
― недостаточность масштаба для инвестирования в обновление;
― инфляцию и связанные с ней издержки и потерю конкурентоспособности;
― недостаточность капитала и компетенций для качественной глобальной экспансиии;
― дефицит кадров, особенно по рабочим специальностям.

Однако ОАО "Русские машины" имеет положительный опыт по решению ряда проблем. Компания строит новые заводы (Ярославль, Саранск, Нижний Новгород), на которых проще внедрить новые бизнес-процессы, и производительность труда в разы выше традиционных производств. В производстве военной продукции было обновлен модельный ряд. А.Филатов также привел примеры успешного взаимовыгодного партнерства с иностранными компаниями (Terex) и удачного нижегородского проекта Sotex. Он отметил важность приведения структуры издержек в соответствии с выручкой.

Руководитель отдела по развитию бизнеса Siemens в РФ и Центральной Азии Дмитрий Шароватов рассказал о деятельности компании, связанной с железнодорожным сектором. Вагоны RIC, совместной сборки ТВЗ и Siemens, ― первые вагоны, отвечающие европейским нормам TSI и российским нормам ГОСТ с высоким уровнем локализации в России.  Siemens занимает активную позицию в сфере локализации производства в России. Так локализация при производстве вагонов Desiro составляет 20%, 80% локализация возможна и при заказе от 60 поездов "Сапсан". Д. Шароватов рассказал от 3 этапах локализации, связанных с новым поколением пригородных поездов Desiro RUS.

Н. Ямбуренко, первый заместитель генерального директора Группы ГМС, также отметил среди проблем отрасли высокую изношенность производственных мощностей, высокую энергоемкость и связанные с этим издержки, дефицит кадров.

Он остановился на важности роли государства в развитии отрасли:
― необходимость масштабной модернизации;
― государство должно выступать основным заказчиком и генератором инвестиционного спроса;
― предоставление преференций отечественным производителям.

Группа ГМС стремится предлагать своим заказчикам комплексные и интегрированные решения (от изготовления до сервисного обслуживания продукции). Важная роль отводится и НИОКР – для разработки продукции нового поколения. На предприятиях группы внедрена единая система управления.

А. Идрисов (Strategy partners Group) не был настроен излишне оптимистично. Он подчеркнул, что Россия вернулась, к сожалению, в доиндустриальное общество, и необходимо драматически развивать производственный сектор. Машиностроение является приоритетной отраслью, ввиду ее высокой значимости для развития конкурентоспособной и инновационной экономики. Текущее положение характеризуется отсутствием российской продукции на мировом рынке, незначительной долей экспорта и 3% добавленной стоимости в целом по отрасли.

Если бы не такие регионы как Татарстан и Калужская область, надеяться на улучшение ситуации было бы очень трудно, отметил А. Идрисов. Причинами он видит отсутствие четкой определенной государственной политики, инвестиций и условий для ведения бизнеса, в создании которых должна быть более активной роль губернаторов, и трудности с кадрами. Докладчик подробно остановился на глобальных и национальных вызовах российской промышленности.

Реализация потенциала развития российского машиностроения возможна, учитывая:
- наличие всех необходимых базовых факторов развития отрасли (сырье и энергия);
- уникальное географическое положение и перспективы развития экспортного потенциала;
- промышленные традиции и сохраняющийся (пока) высокий уровень общего образования;
- значимый потенциал внутреннего рынка России и стран СНГ.

Также в первый день форума прошла сессия, посвященная государственной политике в области машиностроения,  состоялись дебаты CEO по перспективам отрасли. В завершение дня участники смогли обсудить вопросы внедрения инноваций с одновременным повышением эффективности производства. 
Источник информации
Теги
Опубликовано 21.10.2011