Лесозаготовительное, коммунальное и подъемно-транспортное машиностроение выходят из кризиса


По зафиксированным показателям последних 5 месяцев Росстатом и Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, можно сделать вывод, что российское машиностроение в курируемых секторах отрасли постепенно выходит из кризиса, кроме тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Тем не менее в январе - сентябре 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года производство практически не изменилось (+ 0,7%, см. график "Динамика производства в 2010 и 2009 годах").

Положительные резуль-таты работы связаны с увеличением выпуска лесозаготовительной, комму-нальной, подъемно-транспорт-ной техники, автогрейдеров, экскаваторов и лифтов, производство которых стабильно растет.

В январе-сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение по производству следующих видов техники:

- сеялки – на 46,9%;
- бульдозеры и трубоукладчики – на 39,9%;
- зерноуборочные комбайны – на 37,1%;
- гусеничные тракторы – на 33,5%;
- кормоуборочные комбайны – на 27,3%;
- колесные тракторы – на 17,1%;
- плуги – на 12,7%.

Наибольший рост за этот же период показали трелевочные тракторы (в 2,3 раза), экскаваторы (в 1,9 раза), башенные краны (в 1,8 раза), автогрейдеры и строительные погрузчики (в 1,7 раза), машины для городского, коммунального хозяйства (в 1,4 раза).

Снижение темпов роста производства тракторов объясняется тем, что уменьшен выпуск на таких предприятиях, как: ЗАО "Агротехмаш", ОАО "ТК "Волгоградский тракторный завод", ОАО "САРЭКС", зерно- и кормоуборочных комбайнов - в ООО "Клаас", ОАО "ПО "Красноярский завод комбайнов", ОАО "Брянсксельмаш", прицепной сельскохозяйственной техники (плуги, сеялки) - в ООО "СибзаводАгро", ОАО "Светлоградагромаш".

Увеличение производства автогрейдеров и экскаваторов произошло практически на всех предприятиях выпускающих данные виды техники, машин для городского коммунального хозяйства - в ОАО "Тосненский механический завод" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения".

По сравнению с августом, в сентябре отгрузка готовой продукции уменьшилась по всем видам сельскохозяйственной техники (кроме кормоуборочных комбайнов), бульдозерам и трубоукладчикам, по остальным видам выпускаемой техники отгрузка либо увеличилась, либо осталась на прежнем уровне.

Снижение производства и отгрузки сельскохозяйственной техники серьезно подорвало материально-техническую базу сельского хозяйства. Стремительно уменьшается техническая оснащенность сельскохозяйственного производства, его энерговооруженность. Ранее действующие предприятия сельхозмашиностроения в Таганроге, Орле, Туле, Краснодаре, Люберцах, Рубцовске прекратили своё существование. Недостаток техники приводит к нарушению технологии работ, агротехнических сроков их проведения и т.д.

Выступая на правительственном часе в Госдуме министр промышленности и торговли Виктор Христенко сказал, что Минпромторг планирует до 10 декабря текущего года представить на рассмотрение правительства проект стратегии развития сельхозмашиностроения до 2020 года и в этом документе должен найти свое место раздел по обновлению парка сельскохозяйственной техники.

Одним из вариантов по обновлению парка является Программа утилизации устаревшей сельхозтехники старше десяти лет, которая может стартовать уже с 2011 года. Данный вопрос рассматривался 6 октября на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова. Благодаря программе утилизации продажи комбайнов и тракторов в 2011 г. могут вырасти на 43,7% по сравнению с 2009 г.
Более подробно ознакомиться с выпуском продукции, курируемой Комитетом, а также с актуальными новостями отрасли, можно в информационно-аналитическом бюллетене на сайте Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" -

Справка

Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета "Союз машиностроителей России".

Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и производства лифтов, а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление координации и своевременного контроля эффективности их реализации.

Опубликовано 28.10.2010