В Санкт-Петербурге с успехом прошла Российская Лин Школа "Бережливое производство для России"


С 8 по 11 июня в Санкт-Петербурге прошла очередная VIII сессия Российской Лин Школы "Бережливое производство для России" с участием ведущих мировых Лин-экспертов из США, Франции, Турции и России. 

Как объявил в своем приветствии собравшимся председатель оргкомитета, директор Института производства роста "Оргпром" Алексей Баранов, во всех восьми мероприятиях Школы - мастер-классах, конференции и Лин-поединке - приняли участие 254 руководителя и ведущих специалиста отечественных компаний. Среди них "Сатурн - Газовые турбины", "Газпромнефть", "Пермский Моторный Завод", "ЦСКБ-Прогресс", "ММП имени В.В. Чернышева", Концерн Энергомера, Калужский Водоканал, "Детальстройконструкция",  "ТехноНиколь", "Русские краски", "Концерн Энергомера", "Татэнергосбыт",  "Севкабель",  "Завод им. Серго" и многие другие.

Всего же начиная с 2006 года, в Российской Лин Школе обучились 3290 курсантов. Большинство из них, как отметил А.Баранов – настоящие энтузиасты кайдзен – возглавляют "бережливые" программы на предприятиях России, Беларуси, Украины, Казахстана.

Отраслевой состав участников, по словам ведущего, в основном не изменился с прошлого года: в Санкт-Петербург съехались представители предприятий авто- и авиастроения, приборостроения, металлургии, энергетики, ТЭК, легкой промышленности, стройиндустрии, банка и сферы услуг. Среди новичков – предприятия ЖКХ, ювелирной промышленности, а также дилерские центры и организации госсектора.

Официальным партнером мероприятия выступила Октябрьская железная дорога – филиал ОАО "РЖД". На открытии конференции начальник ОЖД Виктор Степов отметил:  "Всем нам  предстоит осуществлять миссию, которую поставил перед нами Президент России о бережливой экономике и повышении производительности труда.  В наших подразделениях система бережливого производства – основное из стратегических направлений, и весь аппарат управления  компании сейчас работает на реализацию этой стратегии. Мы начали Лин-проект для того, чтобы, как говорят на языке железнодорожников, "не отстать от этого поезда", ведь, по мнению руководства нашей страны и опыту многих компаний, экономика может быть эффективной, а цены конкурентоспособными только при применении методов бережливого производства.  С сентября прошлого года мы совместно с американским консультантом Майклом Вейдером запустили проект, при этом были вскрыты огромные резервы эффективности и экономии, и что вдохновило работников для реализации дальнейших улучшений. Сейчас мы переносим "бережливую" программу и на весь перевозочный процесс и на все вспомогательные процессы, связанные с ремонтом  тяги, инфраструктуру. Уже удалось вскрыть достаточно серьёзные источники потерь и найти много процессов, которые не несут ценности потребителю, в подразделениях ОЖД в Санкт-Петербурге, Москве, Мурманске, по всей территории Северо-Запада, Центрального района. Инструменты бережливого производства просты и эффективны, глядя на первые успехи, можно прогнозировать, что они принесут нам запланированный результат". 

По оценке президента  "Lean Plus" (США), автора книги "Инструменты бережливого производства" и ведущего тренера "Центра Оргпром" (Россия) Майкла Вейдера, при применении методов Лин обычно себестоимость продукции и услуг снижается на предприятиях на 35-40%, в крупнейших компаниях, таких как Российские железные дороги, она может снизиться на 10-15%.  "Некоторые депо могут достигнуть уровня в 20%, но типичный результат - от 10 до 15-ти, - заявил г-н Вейдер. – Учитывая, что бюджет РЖД составляет миллиарды рублей, экономия в интересах потребителей может достичь огромных значений".

Одним из самых интересных докладчиков и ведущих мастер-классов Школы был признан Шукрю Тетик – генеральный директор крупнейшего поставщика деталей из листового металла в турецком автопроме концерна Goskunoz, производящего автокомпоненты для Toyota, Honda, Mercedes, Opel, Isuzu, Renault, Ford и Fiat. Ежегодно это предприятие с годовым оборотом 120 млн евро и численностью в 1900 сотрудников обрабатывает около 100 000 т листового металла. 

Имея 30-летний опыт работы в автопроме, в 2004 г. Шукрю Тетик 6 лет назад возглавил разворачивание Лин-системы в своей компании, и сегодня его предприятие считается одним из самых успешных в Турции в области бережливого производства.

"Любые знания по Лин – отличный инструмент и преимущество для лидера, - считает он. - Те, кто начинает "бережливые" преобразования одними из первых в отрасли, задают темп развитию рынка и оказываются в более выигрышном положении. Принятие решения начать преобразования по бережливому производству – это не такое, казалось бы, сложное дело. Но если не брать во внимание важнейшую роль человеческого фактора, успеха в Лин-программе не видать.  Наш 6-летний опыт преобразований показал, что главное в бережливом производстве - это лидер.  Если есть лидер, и у него есть  свой стимул,  приверженность, последовательность, вокруг него формируется команда".

Другие составляющие успеха Лин-программы по мнению г-на Тетика,  - безопасность, моральный климат, качество, и стоимость. "Если сотрудник чувствует  себя в безопасности и всем доволен, то он обеспечивает ту часть формулы, которая рождает качество и стоимость.  Причем, сотрудники любого уровня смотрят, что делает руководство, и следуют  не нашим словам, а нашим действиям.  Как лидеры мы должны быть отличным примером, чтобы снизу вверх  к вам возвращались любовь и уважение. От всего сердца рад за Россию, где компании и правительство  проводят линию, нацеленную на преобразование методом бережливого производства. По своему опыту могу сказать: Лин - это единственный и самый лучший способ преобразовать в лучшую сторону этот мир, и не только в области экономики".

Также на конференции прозвучали доклады о ходе Лин-преобразований и мотивации персонала руководителей компаний  "Русские краски",  "ПК НЭВЗ" ( Трансмашхолдинг), ""Соллерс – Елабуга", "Сибур – Русские шины",   "Петро" (JT International) , УК "МаВР". Традицонная часть конференции закончилась Лин-поединком на тему "Вовлечь в Лин невозможно сокращать", где в ожесточенной порой дискуссии руководители Лин-проектов предприятий защищали "силовые" и либеральные методы вовлечения персонала в "бережливые" программы.

Большинство обучающих программ по традиции проходили в гемба, на производственной площадке, с обязательной отработкой практических навыков. На мастер-классах участники обучались  разрабатывать и реализовывать программу эффективности  с учетом специфики компании, стандартизировать процессы и организовывать рабочие места по системе 5С; решать актуальные проблемы бизнеса в ходе штурм-прорыва, а также делать офис "бережливым" и повышать качество управленческих решений.

Партнерами Школы выступили компания "Спецтек" и издательство "Альпина Паблишерз", которое по традиции предоставило книги по бережливому производству в подарок каждому участнику. Медиа-поддержку мероприятию оказывают журналы "Генеральный директор", "Эксперт Северо-запад", "Управление качеством", "Автобизнес", "Металлоснабжение и сбыт", "Rational Enterprise Management",  "Умное производство", "Автоматизация в промышленности", "Аэропорты. Профессиональные технологии", "Авиаглобус", газета "Промышленный еженедельник", порталы - Mashportal.ru, I-Mash, EnergoLand, "Бизнес Образование России", Russian Automotive Market Research, "Вестник Лин".

На Российской Лин Школе было впервые объявлено об учреждении общественного движения "Лин-форум. Профессионалы бережливого производства". Инициаторами его создания выступили представители Института производства роста Оргпром, АвтоВАЗа, издательский дом Панорама, ряд других компаний. На Школе к ним присоединились еще десятки Лин-энтузиастов от предприятий России.
Опубликовано 21.06.2010