В Общественной палате РФ прошло заседание круглого стола с участием предприятий машиностроительной отрасли

Предприятия машиностроительной отрасли получили уведомления от поставщиков металлопроката о резком увеличении отпускных цен на прокат с 1 июня т.г.

Ожидаемый прирост цен составит от 25 до 33 процентов к действующим в настоящее время.

Участники круглого стола, прошедшего в Общественной палате РФ по инициативе Союза машиностроителей России дали ответ на злободневные вопросы.

Ценовое давление на машиностроение неизбежно негативно отразится не только на машиностроительном комплексе, но и приведет к возникновению серьезного дисбаланса между отраслями, может привести к дестабилизации экономики, поставит под вопрос перспективы ее развития и затронет интересы огромного числа людей. Это давление также может сорвать реализацию государственных программ поддержки автомобильной промышленности.

Учитывая возможность возникновения в ближайшем будущем подобной экстраординарной ситуации с далеко идущими экономическими и социальными последствиями, и необходимостью ее тщательного и всестороннего изучения, 27 мая т.г. в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему: "Рост цен на продукцию металлургической, горно-обогатительной и угольной промышленности".

Инициаторами и организаторами его проведения выступили Союз машиностроителей России, Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ совместно с Межкомиссионной рабочей группой (МРГ) Общественной палаты РФ по вопросам модернизации промышленности.

В круглом столе приняли участие руководители и представители Федеральной антимонопольной службы, профильных министерств и ведомств, ведущих корпораций, холдингов и концернов, профсоюзов, общественных объединений, экспертного и бизнес сообщества.

Открывая заседание, его модератор - заместитель Председателя Союза машиностроителей России, руководитель МРГ, председатель Общественного совета при Минпромторге РФ Владимир Гутенёв отметил, что объявленное повышение цен на продукцию металлургической отрасли - это не только проблема машиностроения. Она может усилиться тем мультипликативным эффектом, который характерен для отраслей, вовлеченных в производство продукции с высокой степенью обработки и высоким уровнем технологичности производства.

"Более того, - подчеркнул Владимир Гутенев, - это может нанести удар по той целенаправленной политике Правительства Российской Федерации, которая ориентирована на достижение устойчивого роста, инновационный путь развития и, в конечном счете, на достижение конкурентоспособности России как экономически сильного члена мирового сообщества".

В ходе работы круглого стола свою точку зрения по ценовой проблеме высказали директор Московского представительства ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Василий Варенов, вице-президент ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" Наталья Партасова, Президент ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения", генеральный директор УК "Русская корпорация транспортного машиностроения" Виктор Мажукин, заместитель генерального директора по экономическим вопросам и планированию ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева" Владимир Дружининский, коммерческий директор ФГУП "ММПП "Салют" Виктор Новиков.

По их мнению, в результате повышения цен на металлургическую продукцию будет вновь подорвана финансово-экономическая стабильность многих российских предприятий, что приведет к нарушению социальной стабильности в регионах. Некоторые участники круглого стола считают, что за этим может стоять картельный сговор.

Позиция профсоюзных лидеров - председателя Профсоюза машиностроителей РФ Николая Шатохина, заместителя председателя Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, председателя профкома АМО "ЗИЛ" Леонида Пчелина была наиболее категорична: недружественный шаг металлургов серьезно скажется на увеличении социальных рисков, приведет к напряженности в трудовых коллективах.

Если металлургические компании ориентируются на мировые цены, говорилось на заседании, то они должны работать на мировом уровне стандартов социальной и экологической ответственности.

Было также подчеркнуто, что машиностроителям уже приходилось принимать на себя непредусмотренные планами расходы, которые они, тем не менее, сумели различными способами закрыть или переложить на другие статьи своих бюджетов. Но в нынешней ситуации подобные возможности машиностроителей практически исчерпаны.

Поэтому они вправе ожидать от металлургов понимания и практических шагов навстречу. Тем более, что в период кризиса они получили существенную государственную поддержку, позволившую, в том числе, осуществлять и программы технического перевооружения, что способствует повышению конкурентоспособности их продукции.

Тогда как машиностроительному комплексу приходится предусматривать расходы не только на техническое перевооружение, но и на инновационное развитие (НИРы и НИОКРы), для того, чтобы в своем развитии соответствовать мировым тенденциям. Нельзя также забывать о необходимости обеспечивать в отрасли приемлемый уровень социальной составляющей.

Эгоизм сырьевого лобби, по мнению участников круглого стола, приводит к снижению темпов роста экономики, а рост цен может запустить маховик инфляции. Увеличение стоимости трубной продукции неизбежно скажется на реализации таких масштабных проектов, как ВСТО ( Восточная Сибирь - Тихий океан), Северный и Южный потоки, других крупных проектов и снизит их экономическую привлекательность.

На заседании круглого стола отмечалось, что общественные организации, в первую очередь Союз машиностроителей России, свою озабоченность данной проблемой высказывали на самом высоком уровне. Глава Союза, генеральный директор Госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов 25 мая обратился с письмом к премьер-министру Владимиру Путину от российских автопроизводителей в связи с ожидаемым повышением цен на металлы. Член Бюро Центрального совета Союза, депутат Государственной Думы России Михаил Ненашев на пленарном заседании ГосДумы отметил, что повышение на треть цен на продукцию металлургии приведет к тому, что продукция, в первую очередь, российского машиностроения будет становиться неконкурентоспособной, как и другая продукция, связанная с металлургией. Кроме этого состоялось внеочередное заседание Комиссии по экономическим вопросам СоюзМаш России, на котором представители основных подотраслей подготовили сценарные доклады развития событий в случае повышения цен.

Безусловно, в этом вопросе важна позиция Федеральной антимонопольной службы России. На заседании говорилось о том, что недавно ФАС возбудила административное расследование и дело в отношении "ЕвразХолдинга" в связи с монопольно высокими ценами на его продукцию.

Участники круглого стола - заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Ольга Сельващук и начальник отдела рудносырьевого комплекса Владислав Зленко выразили готовность рассмотреть соответствующее обращение машиностроительных предприятий.

По итогам работы круглого стола принято решение рекомендовать предприятиям отрасли обратиться в Федеральную монопольную службу с просьбой дать оценку ценовой политике вертикально интегрированных металлургических объединений. В целях определения обоснованности ориентации металлургов на мировые цены признано целесообразным привлечь к рассмотрению ценовой политики отраслевые профсоюзы и экологические организации.

Общественная палата совместно с профсоюзами будет поднимать вопрос о социальной ответственности бизнеса.

Источник информации
Опубликовано 28.05.2010