38 Ил-76 будут проданы Китаю

Китай – основной импортер российского вооружения – увеличивает свои закупки. Вчера в Сочи российский министр обороны Сергей Иванов и китайский министр обороны Цао Ганчуань договорились о поставке крупной партии военно-транспортных самолетов и топливозаправщиков Ил-78 на сумму более 1 млрд. долларов. Несмотря на то, что производить сборку самолетов планируется в Узбекистане, большая часть деталей для них, а также двигатели будут изготавливаться в России, что, по мнению экспертов, даст серьезную загрузку сразу нескольким крупным предприятиям отечественного авиапрома.

Проходившие в июне на побережье Желтого моря российско-китайские военные учения "Мирная миссия 2005", как оказалось, сделали неплохой пиар отечественной боевой технике. Помимо живой силы – мотострелков, десантников и морских пехотинцев - со стороны России в учениях было задействовано около 50 военно-транспортных самолетов, в том числе и грузовых Ил-76. "Грузовики", используемые российскими ВВС с конца 70-х годов, дессантировали на китайскую землю бронетранспортеры и пехоту. Уже после учений военные Поднебесной выразили желание пополнить свой военно-воздушный флот,который уже состоит из 30 Ил-76, новой партией таких самолетов.

Окончательная договоренность о поставке "Рособоронэкспортом" Китаю 38 военно-транспортных самолетов Ил-76 и топливозаправщиков к ним - Ил-78 на общую сумму около 1 млрд. долларов была достигнута вчера в Сочи в ходе заседания российско-китайской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Эксперты называют сделку по продаже не самых новых, но и не успевших еще морально устареть, самолетов, вполне прогнозируемой. "Все очень логично. Китайцы уже давно упаковались огневыми средствами, теперь им нужны средства обеспечения, - говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Тем более что, ни Европа, ни США по идеологическим причинам им ничего подобного в ближайшее время не продадут. Не исключено, что через какое-то время китайцы закажут еще одну такую же партию "Илов". Слишком уж велика их армия", говорит эксперт.

Для России поставка военно-транспортных самолетов станет одним из крупнейших военных контрактов последних лет. Правда, не все деньги уйдут в нашу страну. Производиться поставляемые в Китай Ил-76 будут на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), который занимался сборкой этих самолетов еще в советское время. Но, учитывая, что топливозаправщики Ил-78, так же как и 90% комплектующих для Ил-76, будут собираться в нашей стране, России достанется львиная доля средств, рассказал Газете источник в Минобороны РФ.

Например, рыбинский НПО "Сатурн" в рамках китайского контракта поставит в течение 2006-2010 годов 240 двигателей на сумму более 300 млн. долларов. По словам гендиректора "Сатурна" Юрия Ласточкина, средства, вырученные от контракта, будут вложены в развитие компании, что позволит в том числе завершить создание и запуск в серийное производство новых поколений двигателей для военно-транспортной авиации.

Источник информации
Опубликовано 09.09.2005