Союз машиностроителей России: От перспектив производства сельхозтехники зависит развитие всей отрасли


По данным Комитета при Бюро ЦС ООО "Союз машиностроителей России" по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, производство по основным видам сельскохозяйственной техники снизилось в среднем в 1,7 раза. Предполагаемая отмена субсидирования кредитов могла парализовать и без того низкую активность на рынке сельскохозяйственной техники. При таком развитии событий в 2010 году на многих предприятиях могло быть вообще остановлено производство сельхозтехники. Кроме того, отмена субсидирования могла привести к сокращению продаж российских сельхозмашин. При этом, по данным Комитета, на складах предприятий к началу 2010 года численность произведенной, но не реализованной продукции составила около 6,4 тыс. единиц. К счастью, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, выступая на XXI съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, заверила, что в 2010 году субсидии на приобретение российской техники отменены не будут. Их общий объем составит 3,5 млрд рублей. Естественно, что государственное субсидирование процентных ставок по новым кредитам будет способствовать более быстрому выходу сельхозмашиностроения из кризиса.

Насколько остро сегодня стоит вопрос переоснащения, автоматизации сельского хозяйства?
Следуя пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей, прежде всего агропромышленного комплекса. Если взглянуть на современное российское село, мы увидим там минимальную механизацию, отсутствие системного подхода и ясной экономической модели.

Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России на сегодняшний момент недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступающая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям.

Инновационное и технологическое обновление сельского хозяйства является основой повышения устойчивости в сельскохозяйственном машиностроении страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов надежного обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны. Согласно прогнозам ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует увеличения в два раза производства сельхозпродукции. Учитывая, что в России на сегодня осталось много невозделанной или брошенной земли, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний. Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на кризис, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании. На совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова 24 декабря 2009 года "Об исполнении показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы" было принято решение о создании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Союз машиностроителей России в обращении к В.А. Зубкову предложил включить в состав рабочей группы от Союза меня, Партасову Н.Ю. (президента ООО "Агромашхолдинг") и Щельцына Н.А. (президента ОАО "Научно-исследовательский тракторный институт НАТИ").

В планы работы рабочей группы на I полугодие 2010 года предусматривается включить вопросы: о совершенствовании механизмов государственной поддержки, в том числе порядка предоставления субсидий, и кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях технической модернизации сельского хозяйства; обеспечение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей продукцией отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Каковы основные проблемы российского сельскохозяйственного машиностроения?
Энергоэффективность и производительность труда большинства предприятий сельскохозяйственного машиностроения очень низка. В связи с финансовым кризисом, помимо того что ограничились возможности для получения кредитов у банков, мгновенно сжался спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения, причем внутри России гораздо больше, чем на внешних рынках.

С целью устойчивого и динамичного развития сельскохозяйственного машиностроения России, повышения инвестиционной привлекательности отрасли для создания инновационных видов техники и техперевооружения мощностей, а также роста конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке Концерн "Тракторные заводы" предлагает разработать Стратегию развития отечественного сельхозмашиностроения до 2020 года, содержащую комплексные решения, в том числе с учетом мер государственной поддержки.

Что касается низкого качества и технологического отставания сельхозмашиностроения от западных стран, то хочу сказать, что никакого грандиозного отставания нет. Есть иллюзия: наш потребитель желает получить машину того же качества, что и западная, но по цене "в три раза" меньше. Российские производители готовы делать машины такого же качества, как и европейские, но цена будет всего на 5–10% ниже, чем у зарубежных аналогов.

Следует отметить, что, например, для Концерна "Тракторные заводы" улучшение качества выпускаемой техники является приоритетной задачей. В 2009 году на предприятиях холдинга принята Программа повышения надежности и качества выпускаемой техники, а также реализован комплекс мероприятий, позволивших даже в условиях снижения объемов производства получить конкретные результаты.

Какие наиболее значимые шаги для поддержания сельскохозяйственного машиностроения были предприняты государством в последнее время?
В результате принятых Правительством РФ антикризисных мер сельхозмашиностроители получили возможность доступа к финансовым ресурсам: субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техперевооружение; по кредитам предприятий-экспортеров, а также закупки отечественной продукции в рамках Межправительственных соглашений по предоставлению кредитов иностранным государствам.

В соответствии с введением запрета на приобретение импортной сельскохозяйственной техники за счет средств федерального и региональных бюджетов, с введением процентных ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в употреблении зерно- и кормоуборочные комбайны в размере 15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности, и с сокращением срока временного ввоза на комбайны удалось сохранить российский рынок за отечественными предприятиями и не допустить падения отечественного производства комбайнов.

Меры господдержки существенно улучшили ситуацию в отношении ранее начатых инвестиционных программ предприятий, направленных на создание конкурентоспособной отечественной техники, а также техническое и технологическое перевооружение. Правительством Российской Федерации с целью увеличения поставки сельскохозяйственной техники для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2009 году был увеличен уставной капитал ОАО "Росагролизинг" на 25 млрд рублей, что позволило закупить у машиностроительных предприятий 15 738 единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей на сумму 23,56 млрд рублей. Дополнительная капитализация ОАО "Россельхозбанк" в 2009 году на сумму 45 млрд рублей решила проблему финансирования, дала возможность доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам, в том числе к субсидированию процентов по кредитам, полученным на приобретение техники.

Данные меры оказывают положительное влияние на сельскохозяйственную отрасль в целом.

Опубликовано 17.03.2010