Комиссия по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику произвела расчет оценки стоимости на тележку модели 18-9810


В рамках работы Комиссии по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику был проведен пробный практический расчет оценки стоимости жизненного цикла двух видов тележек для грузового вагона.

В настоящее время около 85% грузовых вагонов, работающих на железных дорогах России, оснащены тележками модели 18-100, либо идентичными модернизированными моделями тележек, полностью взаимозаменяемыми с 18-100. В силу морального износа самой конструкции тележки, на российском рынке сейчас предлагаются новые модели тележек.

Для пробного расчета была взята модель 18-9810 разработки Тихвинского вагоностроительного завода на базе американской тележки Barber-S-2. В силу применения более качественных элементов, новая тележка более дорогая.

Однако, железнодорожная техника – техника долгого срока службы, поэтому ее экономическую эффективность надо оценивать по стоимости всего срока службы – стоимости жизненного цикла (далее – СЖЦ). Именно на вопрос как адекватно оценить стоимость владения техникой за весь срок службы и сравнить с другими образцами, представленными на рынке, и дает ответ методика доработанная комиссией. Именно в качестве иллюстративного примера и был проведен пробный расчет. Использование такой методики при оценке СЖЦ позволит применять единый подход и сделать ценообразование прозрачным и более информативным для покупателя.

В расчете изначально было сделано предположение, что два условных вагона (на старых и на новых тележках) будут совершать одинаковую работу по перевозке груза. Таким образом, в расчете оценивались только расходы на эксплуатацию и ремонт старой и новой тележек.

В связи с тем, что тележка 18-9810 на сети еще не эксплуатируется, источником информации обо всех необходимых ремонтах и обслуживании являлось техническое задание на ее проектирование. Основное отличие новой тележки - за счет специальной пространственной конструкции фрикционных клиньев, сопротивление забеганию боковых рам такой тележки гораздо выше, чем у тележки 18-100, что резко снижает износ колесных пар. Кроме того, система подвешивания с кусочно-линейной характеристикой улучшает показатели вертикальной динамики и уменьшает воздействие на путь. Кроме того, в  конструкции применены необслуживаемые кассетные подшипники со сроком службы до 1 млн. километров. Все это по совокупности дает преимущества новой тележки перед старой, но их можно оценить только в течение всего срока службы. Предлагаемая методика как раз и позволяет это преимущество перевести в количественные (стоимостные) показатели.

Оценив все расходы, возникающие при эксплуатации вагонокомплектов с базовыми и новыми тележками, можно констатировать, что  расходы эти сводятся к расходам на различные виды ремонта вагонокомплектов, и, таким образом, могут быть рассчитаны, исходя из фактических показателей по старой тележки, а также ТЗ новой тележки.

В результате расчетов было рассчитаны совокупные затраты на обслуживание и ремонт двух видов тележек. Приведенная (дисконтированная) стоимость обслуживания и ремонта вагонокомплекта с тележками 18-100 составляет 1 398 622  рублей, тогда как для комплекта тележек 18-9810 она составит 323 106 рублей, таким образом, дисконтированная экономия составляет 77%.

Определив в соответствие с Методикой экономический эффект и коэффициент ее учета, получилось, что в случае установления цены на вагонокомплект с инновационной тележкой 18-9810 на уровне 1 млн. руб., 84,4% экономического эффекта от замены тележек достаётся покупателю вагонокомплекта, а 15,6% остаётся в распоряжении производителя вагонокомплекта.

Опубликовано 19.02.2010