Затраты на перевозку грузов железнодорожным транспортом могут возрасти на 32%


По расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), общие затраты на перевозку грузов железнодорожным транспортом в России при полном организационном отделении инфраструктуры от перевозок могут возрасти на 223 млрд руб. (или на 32%). 30 ноября 2009 г. Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступил с докладом "Оценка целесообразности отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности на третьем этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте" на расширенном заседании Комиссии РСПП по транспорту.

Расчеты ИПЕМ показали, что в результате разделения произойдет увеличение штата производственного персонала (рост затрат – до 6 млрд руб.), изменения принципов централизованного снабжения материально-техническими ресурсами (до 15 млрд руб.), увеличение штата административно-управленческого персонала (до 70 млрд руб.), увеличение числа субъектов перевозочного процесса (до 107 млрд руб.) и снижения эффективности использования подвижного состава (до 25%.).

В задачи исследования не входил анализ возможного изменения тарифов, но с уверенностью можно предположить, что произойдет их рост. Помимо этого, произойдет существенное усложнение системы государственного регулирования и рост требований к квалификации регуляторов, что приведет к росту государственных расходов на само регулирование. Стоит также учитывать, что в исследовании рассмотрен случай разделения вертикально-интегрированной компании на одну инфраструктурную и одну перевозочную компании. В случае если перевозчиков будет больше, рост расходов увеличится.

Таким образом, совокупный рост затрат для всей экономики России окажется выше 223 млрд руб.

Параллельно в ходе исследования были выявлены основные риски, возникающие при отделении инфраструктуры от перевозочной деятельности. А именно, увеличиваются риски недофинансирование текущего содержания и ремонта инфраструктуры, роста расходов на транспортировку грузов, недостаточности средств, выделяемых на государственное регулирование, уменьшения эффективности государственного регулирования, снижения уровней взаимодействия между субъектами процесса перевозки и управляемости каждого из них, экономической эффективности работы железнодорожного транспорта, удовлетворения спроса на перевозку грузов повагонными отправками.

Причем подавляющее число этих рисков возникает с высокой вероятностью и имеет существенное влияние на отрасль.

Естественно, возможны и позитивные тенденции. Скорее всего, тарифное регулирование будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг за дополнительное вознаграждение. Возможно произойдет снижение тарифов на перевозки в составе маршрутных поездов за счет более корректного тарифицирования услуг инфраструктуры на пропуск собственных поездных формирований перевозчиков, однако вместе с этим произойдет рост тарифов на повагонные отправки. Также предполагается увеличение частных инвестиций в обновление парка подвижного состава. Перевозчики будут заинтересованы в приобретении подвижного состава, в том числе более современных, экономически эффективных локомотивов и вагонов.

Но при всех этих положительных последствий список возможных негативных последствий значительно шире.

Таким образом, заключает Юрий Саакян, отделение инфраструктуры от перевозок для российского железнодорожного транспорта технически возможно, но нецелесообразно, так как негативные последствия наступят неизбежно, в то время как наступление положительных последствий носит вероятностный характер. Эффекты от негативных последствий будут значительно превышать эффекты от положительных последствий, даже при самом оптимистическом сценарии.

Ярким примером преобладания негативных последствий реформы является российская электроэнергетика, которая также прошла через процесс реформирования, и некогда единый комплекс был раздроблен на несколько самостоятельных компаний. В итоге, в угоду конкуренции, которая так и не возникла в электроэнергетике, были пожертвованы технологическая устойчивость и безопасность всей отрасли.

Недопустимо, чтобы аналогичная ситуация повторилась на железнодорожном транспорте. Железные дороги имеют слишком большое значение для России, чтобы допустить возможность нарушения технологической устойчивости и безопасности перевозок.

Справка

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Опубликовано 02.12.2009