Участники IV Российского Лин Форума выступили с обращением к Президенту Российской Федерации

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, участники IV Российского Лин Форума "Бережливая Россия: Стратегии эффективности":
•  представляя сообщество отечественных предприятий, избравших путь постоянного совершенствования и развития производственных систем;
•  разделяя неудовлетворенность низкой конкурентоспособностью экономики;
•  всецело осознавая истинный масштаб и потенциал внутренних резервов ее эффективности, с учетом и мирового, и уже наработанного нашего опыта,
призываем Вас обратить внимание на неиспользуемые возможности реализации этого потенциала за счет применения концепций Развития Производственных Систем и постоянного совершенствования (Лин, Lean, TPS, Кайдзен, Принципы Деминга, Бережливое производство, Хосин Канри – вместе далее РПС) и предлагаем конкретные механизмы по включению этих резервов.

Благодаря кризису высвечена ключевая проблема нашей экономики и главная причина ее сырьевого характера – это неумение эффективно работать и по-современному управлять. Мало поставить цель "повышения эффективности" – нужно еще и научить или хотя бы показать, КАК ее достигать, какими методами, на основе каких принципов и приоритетов. Мировой опыт и наша практика (Сбербанк, КАМАЗ, Группа ГАЗ, Росатом, Инструмрэнд, ТМС-Групп и мн.др.) доказали высочайшую эффективность концепций РПС. Их применение не требует капиталовложений (затраты в основном - на обучение принципам и методам РПС, причем непосредственно на производстве) и при должном усердии позволяет существенно снижать затраты и улучшать качество, повышать производительность, сокращать сроки выполнения заказов и потребности в инвестициях. На том же оборудовании, вкладывая в новые навыки персонала! Это вложения в новое качество нации, это реализация "экономики знаний".

Однако, в России пока лишь несколько процентов предприятий (до 10%) полноценно используют эти возможности. В развитых экономиках большинство менеджмента (в высокотехнологичных отраслях до 100%) не только твердо знает эти методы, но и активно их реализует - во всех отраслях, включая строительство и ЖКХ, финансовый сектор и ТЭК, транспорт и здравоохранение, силовые структуры и органы госвласти. И государство там активно участвует в распространении и популяризации таких практик (см. Industry Forum, Manufacturing Extension Partnership, Lean Advancement Initiative, TWI и т. д.). В России подобный опыт всеобуча эффективности при поддержке государства успешно работал во времена НЭП (Центральный Институт Труда и Трест "Установка"). Сейчас же налицо отсутствие системы подготовки кадров по этим дисциплинам, - как в учебных заведениях, так и на производствах.

Где как не в России – с нашим богатейшим, но дремлющим интеллектуальным потенциалом нации (с ее то способностями к смекалке!) - начать выстраивать такую систему в национальном масштабе? Подавая пример всему миру, закладывая вектор выправления развития цивилизации, чуть не зашедшей в тупик. Начав слушать в экономических разделах новостей - не сводки цен на баррель и бумажки, а новые успехи трудовых коллективов в проектах включения внутренних резервов эффективности. Привыкая к новостям о реализуемых проектах совершенствования процессов, к ежедневным сводкам о запусках в прежде улучшенное производство (иначе же не пойдет!) – многочисленных отечественных изобретений и прорывных технологий.

Мы не просим денег. Мы призываем руководство страны обратить пристальное внимание (свое и бизнес-сообщества) на эти возможности. В условиях дефицита средств это особенно актуально. Технологическая модернизация без реализации этих возможностей – бесперспективна, ведь инвестирование "дырявых" предприятий – "не в коня корм". Мы убеждены: использование этого потенциала – ключевое условие глобальной конкурентоспособности России . Его реализация придаст существенное ускорение приросту экономики, ВВП. Наш опыт показывает: реальна экономия до 10% годового оборота ежегодно, а при плотном освоении – и на десятки процентов.

В результате всеобщего освоения РПС осуществится синергетическое воздействие на решение массы проблем: высвобождение колоссальных средств, связанных сегодня на неэффективных предприятиях и инвестпроектах, создание рабочих мест и заведомо конкурентоспособных производств в моногорадах, фиксирование и снижение тарифов монополий, более эффективное строительство, реформа ЖКХ и армии, повышение пенсий и зарплат бюджетников, снижение рисков демографического спада и т.д.

Дмитрий Анатольевич, сейчас или никогда. Баррель растет, второго шанса у страны не будет! Для эффективной модернизации экономики мы предлагаем конкретные механизмы распространения практик РПС:

•  Правительству РФ и ключевым системообразующим предприятиям выступить соучредителями Фонда "Эффективная Россия" с целью построения системы всеобуча эффективности через ФЦП по подготовке специалистов по РПС непосредственно на производстве и в учебных заведениях.
•  В рамках работы Фонда учредить институт признания лидеров в РПС - компаний, трудовых коллективов, администраций и муниципалитетов, конкретных новаторов и проектов, за активное освоение методов и принципов РПС (Кубок Операционного Совершенства, смотры-конкурсы проектов РПС, межведомственные и отраслевые признаки отличия в соревнованиях по эффективному РПС и т.п.), с акцентами:
•  на уровне приверженности администраций моногородов и бизнеса новым принципам и методам менеджмента, с учетом отказа от сокращений персонала
- за счет создания эффективных новых направлений и бизнесов с минимальными затратами;
- за счет повышение производительности труда без лишних инвестиций;
•  на уровне вовлеченности каждого работника в постоянное совершенствование процессов (среднее число поданных и реализованных предложений на одного работающего и т.п.);
•  обеспечив за счет админ.ресурса и повсеместной пропаганды высокую "популярность принадлежности" на уровне прежних системы ГТО и Знака Качества - в лучшие их годы.
•  Ввести основы РПС
•  в образовательные стандарты для технических специалистов и госслужащих,
•  в квалификационные требования для руководителей госслужб и предприятий, контролируемых государством.
•  Предусмотреть официальную господдержку мер по распространению передового опыта в РПС в виде:
•  исследований по систематизации лучшего опыта,
•  отбора и перевода на русский язык лучших первоисточников в области РПС,
•  регулярных тематических общероссийских и региональных конференций,
•  специализированных СМИ по пропаганде передового опыта РПС.
•  Предусмотреть, с учетом изученного лучшего опыта, следующие возможные варианты финансирования ФЦП и деятельности Фонда:
•  За обучение действием и реализацию программ РПС - в равных долях федеральным центром, регионами и бизнесом (по принципу членских взносов).
•  За обучение с одновременным внедрением РПС руководителей естественных монополий, поставщиков госзаказа и производителей социально значимых продуктов, взамен на фиксирование тарифов\цен – за счет бюджетов-заказчиков.
•  Исключить бюджетное финансирование, господдержку и госзакупки в отношении
•  капитальных затрат, не прошедших аттестацию по их оптимизации на основе РПС,
•  предприятий, не имеющих и не реализующих свои программы по РПС.
•  Распространить практику РПС на все органы и ветви госвласти, измеряя успешность каждого чиновника в т.ч. его вкладом в развитие РПС и выполнении проектов эффективности.
•  Для разработки соответствующей ФЦП и учреждения Фонда сформировать рабочую группу из ведущих экспертов и практиков в области РПС.

Источник информации
Опубликовано 13.11.2009