По мнению Юрия Саакяна, программа структурной реформы на железнодорожном транспорте имеет противоречия

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Состояние и проблемы структурной реформы на железнодорожном транспорте" на съезде Некоммерческой организации "Союз грузовладельцев и работников промышленного транспорта", который прошел в Москве.

По мнению Юрия Саакяна, программа структурной реформы на железнодорожном транспорте имеет ряд внутренних противоречий.  Например, цели этапов реформы не соответствуют основным целям. При этом общий ход реформы оценивается по уровню достижения второстепенных результатов, а анализ достижения основных целей остается в "тени".

В качестве одного из параметров оценки эффективности называют рост грузооборота на железнодорожном транспорте. Однако наиболее вероятно (и это показывают последствия кризиса), что основной вклад в рост спроса на услуги железнодорожного транспорта вносит подъем национальной экономики, а не реформа.
 
В качестве успеха реформы называют также снижение транспортной составляющей в экономике, но в большей степени это связано не со снижением внутренних издержек железнодорожного транспорта, а с ограничением роста тарифов со стороны государства и повышением конечных цен на товары.

Реформа близится к завершению, однако текущая законодательная база отстает от темпов преобразований в отрасли. Отсутствует целевое состояние железнодорожного транспорта. Существующая "модель рынка транспортных услуг" является промежуточной и не определяет концепции всей железнодорожной отрасли.

Также при принятии программы структурной реформы, да и в настоящее время, не были проведены соответствующие прогнозные расчеты. Не сопоставлена "цена реформы" с "эффектами от реформы". Не произведена оценка рисков реализации существующего варианта реформы для экономики, потребителей, государства и общества. Существующая программа реформы не учитывает то, что с её начала кардинально изменились внешние и внутренние условия в отрасли.

Для корректировки этих недостатков, по мнению Юрия Саакяна, целесообразно всесторонне проанализировать результаты реформы, просчитать и сравнить "цену реформы" с "эффектом от реформы", оценить риски и разработать целевое конечное состояние отрасли – организационную модель железнодорожного транспорта, и при необходимости откорректировать программу структурной реформы.

Справка

Деятельность Института проблем естественных монополий (www.ipem.ru)направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 27.11.2008