Глобальный рынок боевых самолетов находится на подъеме

Абсолютный минимум поставок пройден в 1999-2002 годах. Среднегодовые объемы продаж в последнее десятилетие составляют 12-14 млрд. долларов, из которых более 20 проц. приходится на модернизацию и послепродажное обслуживание ранее поставленной техники.  Эти данные привел в интервью немецкому журналу "Military Technology" генеральный директор холдинга "Сухой" Михаил Погосян.

В настоящее время, отмечает он, происходит относительное сокращение объемов прямых продаж за счет расширения  лицензионного и совместного производства при абсолютном сокращении спроса на легкие истребители и существенном росте заказов на тяжелые авиационные комплексы, экспортные поставки которых были жестко ограничены в годы "холодной войны". Сокращается количество стран, способных самостоятельно создавать самолеты новых поколений - программы создания истребителей 5-го поколения реализуют только США и Россия.

Дальнейшему росту производства боевых самолетов способствует смещение центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическое пространство, выход на рынок многофункциональных боевых самолетов 4++ и 5-го поколений, способных решать широкий спектр задач по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. Кроме того, растет  число стран, нуждающихся в кардинальном обновлении парков тактической авиации. Круг покупателей современного  вооружения будет расширяться за счет динамично развивающихся стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Что касается компании "Сухой", то она сегодня занимает до 10 проц. мирового  рынка боевых самолетов. Новые разработки – многофункциональный истребитель Су-35 и авиакомплекс 5-го поколения, существенно превосходящие конкурентов по критерию "эффективность – стоимость", позволяют рассчитывать на укрепление позиций компании на глобальном рынке. "Сухой" рассчитывает на возобновление серийных закупок новой техники ВВС России и стран СНГ. Укреплению конкурентоспособности "Сухого" способствует устойчивый рост российской экономики и внешнеполитического веса России.

Страна по-прежнему остается лидером по целому ряду авиационных технологий, прежде всего это касается аэродинамической компоновки, прочностных характеристик, управляемого вектора тяги. Истребители семейства Су-27/Су-30 востребованы на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.

Магистральным направлением развития военной авиации Михаил Погосян считает дальнейшее развитие международного сотрудничества. Возглавляемая им компания накопила большой опыт взаимодействия с зарубежными партнерами в ходе создания истребителя Су-30МКИ и регионального самолета "Сухой Суперджет 100". В разработке этих самолетов приняли участие фирмы Франции, Италии, Германии, США, Израиля, Индии и других стран. Это позволило существенно повысить уровень соответствующих разработок и выйти на новые рынки. Накопленный опыт сотрудничества "Сухой"  рассчитывает распространить на перспективные разработки, включая авиационный комплекс 5-го поколения, к созданию которого уже привлекаются индийские партнеры.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 26.08.2008