Владимир Савчук: Ремонт грузовых вагонов - сфера, где рост конкуренции способствует росту качества предоставляемых услуг

Вчера руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом "Рост конкуренции в сфере ремонта как необходимое условие повышения качества" на круглом столе "Эксплуатация и ремонт собственного и арендованного подвижного состава".

В своём докладе Владимир Савчук подробно рассказал о текущей ситуации в сфере ремонта подвижного состава ОАО "РЖД" и частных компаний и проанализировал наиболее показательные тенденции в отрасли.

В 2007 г. вагонный парк частных компаний вырос на 16% и составил 346 тыс. вагонов. Средний возраст вагонов - примерно 12 лет. Объём капитального ремонта вырос на 13% до 22 тыс. вагонов и составил 6,5% от всего приватного парка, а деповской ремонт вырос на 36% до 152 тыс. вагонов и составил 45%.

Вагонный парк ОАО "РЖД" сократился на 0,2% и составил 621 тыс. вагонов. Средний возраст вагонов - примерно 23 года. Объём капитального ремонта снизился на 15% и составил 4% от всего парка Холдинга ОАО "РЖД", а деповской ремонт вырос на 3% и составил 45%.

Представитель ИПЕМ отметил, что относительное снижение объемов капитального ремонта парка ОАО "РЖД" связано с истечением срока службы у значительного количества вагонов, сокращением вагонов, пригодных к капитальному ремонту с продлением, сокращением программ капитально-восстановительного ремонта.

По словам Владимира Савчука, в среднем качество ремонта для подвижного состава Холдинга ОАО "РЖД" и приватных вагонов на частных предприятиях в 2007 г. снизилось на 2%, на заводах ОАО "РЖД" на 13%, а в депо ОАО "РЖД" выросло на 2%. Он отметил, что показатели качества ремонта изменяются от вида и принадлежности подвижного состава, а также вида ремонтных предприятий, поэтому достаточно сложно оценить ситуацию, но в целом качество ремонта в депо ОАО "РЖД" остается достаточно высоким по сравнению с частными ремонтными предприятиями.

Однако, по мнению эксперта ИПЕМ, при сохранении существующих тенденций в ближайшее время по большинству видов подвижного состава произойдет выравнивание качества ремонта на частных предприятиях и в депо ОАО "РЖД", а по некоторым видам подвижного состава, таким как цистерны и платформы, качество ремонта частных предприятий может быть выше, чем на предприятиях ОАО "РЖД". Хотя на частных предприятиях и существуют проблемы, которые препятствуют повышению качества ремонта (дефицит запасных частей, их качество, дефицит квалифицированных кадров), сфера ремонта грузовых вагонов является одной из наиболее привлекательных для частных инвесторов. При этом, чем выше закладывается рентабельность предприятиями ОАО "РЖД" на услуги ремонта - тем меньше сроки окупаемости инвестиционных проектов для частных предприятий.

Подводя итог, Владимир Савчук сказал, что ремонт грузовых вагонов является сферой, где рост конкуренции способствует росту качества предоставляемых услуг. Говоря о мерах по повышению качества ремонта подвижного состава, эксперт в том числе предложил в перспективе создание на базе ремонтных мощностей ОАО "РЖД" совместных предприятий ОАО "РЖД" и частных владельцев подвижного состава.

Справка

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 12.03.2008