Для финансирования лизинговых сделок необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам

6 декабря руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом "Роль лизинга в реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года" на третьей ежегодной конференции "Лизинг подвижного состава: состояние и перспективы", которая прошла в Москве в конференц-зале Российского Союза Промышленников и Предпринимателей.

Владимир Савчук рассказал, что, согласно "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года", инвестиции, необходимые для обновления парка подвижного состава, по принятому за основной максимальному варианту, составляют более 3,9 трлн. руб.

Инвестиции в подвижной состав транспорта общего пользования (локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав) составят 3,1 трлн. руб. На строительство новых железнодорожных линий будет направлено 4,2 трлн. руб., на развитие существующих объектов инфраструктуры – 3,3 трлн. руб.

В период 2008-2030 г. г. запланирована практически полная замена существующего в настоящее время подвижного состава:

-  более 23 тыс. локомотивов (117% от существующего парка); более 990 тыс. грузовых вагонов (106% от существующего парка);
-  более 29 тыс. пассажирских вагонов (110% от существующего парка);
-  более 24 тыс. моторвагонного подвижного состава (160% от существующего парка).

Планируется следующее распределение инвестиций в подвижной состав транспорта общего пользования по источникам:

-  2,4% - Российская Федерация;
-  4,5% - Субъекты Российской Федерации;
-  65,9% - ОАО "РЖД";
-  27,2% - частные инвесторы.

Учитывая масштаб планируемых частных инвестиций в сферу железнодорожного транспорта (более 13 трлн. руб.), можно констатировать, что потенциал использования лизинга для обновления подвижного состава огромен. Частные инвесторы лишь в редких случаях обладают возможностью безболезненно изымать достаточные средства из оборота на финансирование закупки подвижного состава. Для получения приемлемых предложений по условиям кредитования под подобные проекты необходимо обладать не только определенной репутацией, но и иметь обеспечение, что проблематично для небольших и средних организаций. Таким образом, лизинг является наиболее универсальным инструментом при сохранении приемлемых условий для лизингополучателя.

Однако, по словам эксперта, продолжение инвестиционного процесса в отрасли и расширение практики использования лизинга связано с определенными рисками.

С одной стороны, негативные тенденции, которые складываются на мировых финансовых рынках, и повышение темпов инфляции в России могут привести к удорожанию "длинных денег", а в конечном итоге и лизинговых схем. С другой стороны, рентабельность транспортных компаний ограничена тарифом и сложившейся экономикой перевозочного бизнеса. В результате, услуги лизинга могут подорожать, и темпы обновления парка подвижного состава начнут падать. Эта ситуация может привести к серьезным инфраструктурным ограничениям из-за стагнации транспортной отрасли.

Учитывая профицит бюджета и существование у государства достаточных механизмов контроля и надзора в финансовой сфере, необходимы конкретные шаги по снижению стоимости услуг лизинга для конечных пользователей. Институт проблем естественных монополий предлагает разработать и внедрить в практику механизм частичного субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым для финансирования лизинговых сделок по приобретению нового подвижного состава отечественного производства.

Повышение доступности услуг лизинга приведет к активизации инвестиционного процесса в отрасли, что предусмотрено отраслевыми долгосрочными стратегиями развития. Потребители продукции транспортного машиностроения смогут удовлетворить свои потребности в современном подвижном составе. Производители смогут планировать долгосрочные инвестиции в обновление производственных мощностей, разработку и внедрение современных видов подвижного состава.

По мнению Владимира Савчука, для внедрения предлагаемого механизма в законодательную и административную практику необходима консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, лизинговых компаний, производителей и потребителей железнодорожной техники.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 07.12.2007