Самые популярные новости за неделю
24.03.2020 Правительство будет возмещать затраты, связанные с приобретением грузового железнодорожного состава 601
25.03.2020 Правительство субсидирует реализацию транспортных средств на льготных условиях 520
26.03.2020 В Правительстве обсудили развитие электронной промышленности в России 450
27.03.2020 В Твери прошел региональный этап Всероссийской олимпиады "Технология машиностроения" 405
27.03.2020 Первый пассажирский вагон модели 61-4514 для Египетских национальных железных дорог доставлен в Каир 341
27.03.2020 Ученые НГТУ проведут НИОКР в сфере порошковой металлургии 340
27.03.2020 Разработка "Росэлектроники" предупредит об опасности ремонтников на железной дороге 333
27.03.2020 Семь сотрудников АО "ОДК-Пермские моторы" получили государственные награды 328
27.03.2020 КРЭТ разработал вычислительный модуль для медицинских изделий и электроники 314
26.03.2020 Кедровская обогатительная фабрика поменяет "наряд" 298
27.03.2020 "Авиастар-СП" изготовил киль для самолета МС-21-300, который пройдет испытания с двигателями ПД-14 296
27.03.2020 Росатом выиграл открытый тендер на модернизацию аппаратуры контроля нейтронного потока для энергоблоков № 5 и № 6 АЭС "Козлодуй" (Болгария) 294
26.03.2020 "АРМЗ Горные машины" начало серийное производство погрузочно-доставочных машин ARGO ПДМ 140 Б 292
26.03.2020 Концерн "Автоматика" создал автоматические обеззараживатели для поручней эскалаторов 285
27.03.2020 ЦНИИТМАШ и Bureau Veritas начинают работы по аттестации персонала и технологий сварки по евронормам в России 284
27.03.2020 Учалинский ГОК вложил более 370 млн. рублей в очистные сооружения 280
25.03.2020 Информационно-аналитический центр Ростеха предоставляет бесплатный доступ к своей базе знаний 277
24.03.2020 ТМХ модернизирует еще 40 вагонов для метро Софии 275
26.03.2020 Рустам Минниханов принял участие в заседании камазовского штаба по противодействию коронавирусу 272
24.03.2020 Северная верфь получила главный судовой двигатель для траулера "Капитан Геллер" 271
25.03.2020 Ростех использует виртуальную платформу "Вектор" для дистанционной работы 270
24.03.2020 Росагролизинг подвел итоги года по работе с поставщиками 269
24.03.2020 На Волжской ГЭС заменено уже 20 гидротурбин 268
26.03.2020 Ростех разработал бронебойный патрон для незаметной стрельбы 267
24.03.2020 ОАК и Новгородская область планируют расширить кооперацию и помогать молодым профессионалам WorldSkills Russia 266
26.03.2020 Состоялся визит в АО "Концерн "Созвездие" Первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Чуприяна 265
25.03.2020 АВТОВАЗ: модернизация производства 264
24.03.2020 Омсктрансмаш изготовил крупнейшую партию опор трубопровода 262
25.03.2020 "Россети ФСК ЕЭС" обновляет парк спецтехники на юге страны 260
26.03.2020 Корабль "Прогресс МС-13" скорректирует орбиту МКС 257
27.03.2020 ЮЦСС подписал соглашение о сотрудничестве с Астраханским государственным техническим университетом 256
25.03.2020 На танкере-химовозе "Волготранс 2501" начались швартовые испытания 256
26.03.2020 Термостойкое оптоволокно "Швабе" начали использовать в изготовлении спецпродукции 254
26.03.2020 Цифровые сервисы Росатома помогут развитию Томской области 253
26.03.2020 Севмаш переобучает предпенсионеров по программе WorldSkills 253
25.03.2020 Входящие в Ассоциацию "Росспецмаш" российские заводы в числе лидеров по поставкам сельхозтехники на условиях федерального лизинга 253
25.03.2020 МКС снова видно над Москвой 253
24.03.2020 Ростех создал новое остекление для авиации 252
24.03.2020 ОАО "РЖД" и правительство Кузбасса договорились не снижать перевозки угля в южном и северо-западном направлениях в 2020 году 249
25.03.2020 Ростех представил гаубицу "Мста-С" калибра НАТО  244
25.03.2020 НПО "Искра" выполнило план выпуска продукции по Гособоронзаказу 241
24.03.2020 СНСЗ приступил к созданию безэкипажных катамаранов 238
25.03.2020 Корабелы Выборгского судостроительного завода удостоены государственных наград 234
24.03.2020 КАМАЗ: Новое оборудование на автомобильном заводе  218
27.03.2020 Кадровые изменения прошли в "Норникеле" 216
26.03.2020 "Сибкабель" усовершенствует рецептуры резиновых смесей на новом оборудовании 211
27.03.2020 ОАО "РЖД" принято решение сохранить условия текущего отцепочного ремонта вагонов на 2020 год 205
27.03.2020 "Росэлектроника" разрабатывает систему для дистанционного контроля артериального давления 204
24.03.2020 На Северную верфь выполнена поставка главного судового двигателя для траулера "Капитан Геллер" 200
27.03.2020 Петрозаводскмаш собрал нижний полукорпус компенсатора давления для индийской АЭС "Куданкулам" 197

Опубликовано: 28 ноября 2007 г.

Применение режима промышленной сборки в транспортном машиностроении невозможно

Источник информации: Портал машиностроения

Вчера заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов выступил на проходящей в Москве IV международной конференции "ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" с докладом "Транспортное машиностроение России: развитие на системной основе".

Олег Трудов отметил, что в настоящее время для российского машиностроения в целом характерно технологическое отставание от мирового уровня по большинству позиций производимой продукции. А концентрировать усилия только на "технологической гонке" машиностроителям не позволяет необходимость решения ряда других не менее важных проблем: критический износ основных средств, недостаток инвестиций в НИОКР, нехватка кадров и другие. В сложившейся ситуации для налаживания производства более современной продукции целесообразно привлекать к партнерству иностранных производителей, чтобы не тратить на самостоятельное изобретение существующих технологий драгоценное время, за которое мировые производители продвинутся дальше в своих исследованиях.

Существующие в мировой практике механизмы привлечения опыта иностранных производителей эксперт ИПЕМ объединил в две группы, принципиально различные по принципу взаимодействия сторон: сборочные производства и производственная кооперация. Главное и принципиальное различие между ними – при сборочном производстве не происходит передача технологии, а при кооперации происходит передача технологии производства либо всего продукта, либо ключевых его компонентов.

На практике масштабное сборочное производство в России было реализовано в виде внедрения режима промышленной сборки в автомобильной промышленности. Олег Трудов отметил, что в мире этот режим подразумевает передачу технологий, однако в России его внедрение дало половинчатые результаты: сборка началась, а локализации производства не происходит. Возрастающие объемы производства (а  в реальности - сборки) в России иномарок ведут к неуклонному снижению объемов выпуска отечественных автомобилей и окончательной деградации отечественного легкового автопрома.

По мнению представителя ИПЕМ, в транспортном машиностроении (ТМ) режим промсборки неприменим. Первое отличие этой отрасли от автопрома: наличие в ТМ крупного покупателя – ОАО "РЖД". Второе: продукция ТМ имеет гораздо более длительный срок службы в отличие от продукции автопрома. А, значит, железные дороги России на долгий срок (если не навсегда) окажутся зависимыми от поставок иностранных производителей.

Переход к частичному использованию подвижного состава иностранного производства невозможен, прежде всего, по причине неадаптированности последнего к российской инфраструктуре. И внедрение сборочных производств в транспортном машиностроении приведет к массовому производству на территории России подвижного состава, не приспособленного для перемещения по нашей железнодорожной инфраструктуре. Использование иностранного ПС повлечет за собой переоснащение всей транспортной и ремонтно-эксплуатационной инфраструктуры, что ляжет в виде дополнительных затрат на грузовладельца, а, значит, на всю экономику. Более того, сборочные производства приведут к тому же эффекту, что и в российском автопроме. Если в транспортном машиностроении будут создаваться сборочные производства, отраслевая наука начнет стагнировать, численность персонала сократится, объемы производства (не сборки!) начнут уменьшаться. Существенно уменьшится объем производства у отраслей-комплектаторов, совокупные налоговые поступления в отрасли сократятся в разы – ведь основная добавленная стоимость будет создаваться за рубежом.

Таким образом, внедрение сборочных производств в транспортном машиностроении несет следующие риски для этой отрасли и для российского железнодорожного транспорта: стагнация производственного и научного потенциала ТМ, повышение себестоимости услуг железнодорожного транспорта, зависимость  от поставок иностранных производителей, повышение нагрузки на экономику вследствие повышения транспортной составляющей в стоимости всех товаров и услуг и др.

В качестве альтернативы предложениям о введении в ТМ режима промсборки Олег Трудов озвучил уже неоднократно излагавшуюся позицию ИПЕМ: альтернативой сборочным производствам выступает механизм международной производственной кооперации с передачей технологий, который позволяет задействовать отраслевую науку. На основании переданных знаний инженеры и конструкторы смогут за минимальное время освоить переданные технологии и на их базе вести новые исследования. Помимо этого в процессе локализации возникнут новые промышленные производства высокотехнологичных комплектующих, появятся новые рабочие места. Целая отрасль промышленности сможет совершить качественный скачок в своем развитии. Выиграют от этого и потребители – железные дороги – т. к. получать новый высокотехнологичный подвижной состав, сравнимый по характеристикам с иностранными аналогами и в то же время более дешевый.

В заключение эксперт ИПЕМ отметил, что в российском трансмаше созданы уникальные условия для того, чтобы участники рынка смогли самостоятельно диктовать условия входа иностранных производителей на российский рынок: все участники в достаточной степени консолидированы. Пока такие условия создаются де-юре в рамках реализации Стратегии развития транспортного машиностроения, участники рынка могут сделать это сами де-факто. Для этого необходимо объединение производителей и ОАО "РЖД" для формирования единой позиции о принципах взаимодействия с иностранными производителями.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2020 Портал машиностроения