Технология победы

Евгений Карпов


Алексей БарановВ мае этого года специалисты АВТОВАЗа впервые на практике познакомились с системой ЛИН (в России ее также называют "бережливым производством"). Тогда в ходе трехдневного семинара специалисты дирекции по техническому развитию АВТОВАЗа осваивали азы системы, являющейся общепризнанной основой успеха мировых лидеров автопрома.

Первое знакомство оказалось успешным - в октябре в Тольятти вновь приехала команда специалистов из Екатеринбурга во главе с директором компании "ЦентрОргПром" Алексеем Барановым, ведущим тренером-наставником по системе ЛИН. С ним мы и беседуем о той роли, которую может сыграть в судьбе АВТОВАЗа концепция, успешно применяемая автопроизводителями всего мира.

- Тайити Оно, создатель производственной системы "Тойоты", ставшей основой системы ЛИН, сформулировал ее принцип очень кратко: "Все, что мы должны делать, - это сокращать время между поступлением заказа и получением денег за его выполнение".

На самом деле все гораздо сложнее, эта концепция включает в себя целый комплекс принципов, подходов и методик, которые необходимо применять на предприятии. У нас уже есть опыт адаптации этой технологии к условиям нашей страны, удалось реализовать несколько программ развертывания системы ЛИН в крупных российских компаниях. АВТОВАЗу сегодня не нужны "голые" идеи, возрастающая конкурентная борьба заставляет автозавод искать действенные инструменты. Система ЛИН - реальная возможность сократить потери и повысить эффективность производства.

Сейчас мы проводим семинар-практикум в СКП, но в первый же день нашего визита в Тольятти в учебном центре был проведен ознакомительный курс для руководителей крупнейших производств АВТОВАЗа. Потому что роль руководителя в реализации такой программы чрезвычайно высока. Мировая практика дает четкую рецептуру - руководители каждого уровня должны уделять этой проблеме как минимум пятую часть своего рабочего времени. Поэтому передо мной стояла цель довести до руководителей АВТОВАЗа значимость этой программы, показать, к чему она устремлена. И объяснить, что может произойти с российским автопромом вообще и с АВТОВАЗом в частности, если не уделять "бережливому производству" должного внимания. Той самой одной пятой своего рабочего времени.

Система ЛИН - не модное веяние, это жизненная необходимость. Россия не только технологически отстает от всего мира, но и несет несоизмеримо большие потери в производстве из-за того, что у нас никогда серьезно не занимались сокращением потерь. Японцы научились делать автомобили у "Форда", но за счет внедрения технологии "бережливого производства" настолько повысили эффективность, что потеснили своих учителей на их же рынке в США. Кстати говоря, именно во время семинара в учебном центре я узнал от его участников интересный факт. Оказывается, Виктор Николаевич Поляков еще в 1974 году с группой специалистов АВТОВАЗа посетил несколько японских автозаводов. И был настолько удивлен увиденным, что по итогам этого посещения было проведено несколько совещаний, а в Москву были направлены предложения о существенных изменениях в организации работы советского автопрома. Но, к сожалению, тогда эти предложения входили в противоречие с плановой экономикой и были отвергнуты. Кстати, и те же американцы поняли всю серьезность японского подхода к автопроизводству только 10 лет спустя, в восьмидесятых годах. Но зато смогли достаточно быстро перестроить свое производство на японский лад.

Сегодня все компании, являющиеся лидерами в мировом автопроме, продолжают реализацию программ "бережливого производства", эти программы теперь являются выражением их бизнес-стратегии. Российские автопредприятия ГАЗ и КАМАЗ тоже работают в этом направлении и уже добились существенных результатов. Преимущество ОАО "АВТОВАЗ" в том, что в отличие от того же ГАЗа здесь все производства расположены на одной площадке. И АВТОВАЗу нужно воспользоваться этим преимуществом. Благо уже есть и возможность поучиться на чужих ошибках.

Для этого предприятия обычно отбирают компанию-провайдер, методологического наставника. В данном случае специалисты компании "ЦентрОргПром" не консультанты. Мы занимаемся подготовкой специалистов внутри самого предприятия, реализуя практику уже в ходе учебного процесса, чтобы они затем обучали всех остальных и контролировали процесс внедрения технологии. Подчеркну, что именно обучение каждого работника ОАО "АВТОВАЗ" является обязательным условием внедрения технологии "бережливого производства", поскольку речь идет о вовлечении в процесс буквально ВСЕГО ПЕРСОНАЛА, от генерального директора до грузчика.

Процесс непрерывного улучшения производства эффективен только тогда, когда в нем участвуют все. Если каждый работающий внесет свою лепту в улучшение техпроцессов, то в итоге предприятие получает колоссальную экономическую выгоду. В этом и заключена сила подобных программ. Причем экономический эффект создается от вложений в человека, в перестройку его сознания.

- Как тут не вспомнить профессора Преображенского с его формулировкой разрухи...

- В том-то и дело, что технология "бережливого производства" позволяет увидеть те миллионы, которые мы буквально топчем каждый день, не замечая потерь. Более того: в ходе реализации таких программ уже через какое-то время сами работники предприятия начинают чувствовать улучшение условий труда. Проще говоря, выполняя ту же самую норму, они меньше устают, поскольку их рабочее место усовершенствовано, улучшены процессы. И это не падает с небес, все это - дело их рук, результат их предложений. Когда каждый работник завода научится видеть и ликвидировать потери, экономический эффект от внедрения технологии начинает расти как снежный ком.

- Как долго его ждать?

- Ощутимый экономический эффект возникает уже через несколько месяцев. Наши занятия как раз и построены на том, чтобы люди научились и начали решать проблемы, которые мешали им длительное время. Такой подход помогает перестраивать сознание, дает каждому человеку ощущение своей значимости, уверенность в успехе.

- Вы говорили о людях, которые должны контролировать процесс. Речь идет об общественной нагрузке?

- Разумеется, нет! Это штатная должность, причем на такую работу нужно направлять самых лучших специалистов, а не тех, кто оказался под рукой. Мы предлагаем варианты организационной структуры, но только руководство компании принимает решение о том, какова она будет в реальности. Важно, чтобы эта структура пронизывала все предприятие, не пропуская ни одного звена. Как минимум, штат этой структуры со временем должен составить не менее 1% от общей численности предприятия, это общемировой стандарт. Хотя на "Боинге", например, штат этой структуры достигает 3%.

- Центральные СМИ все чаще заявляют, что российскому автопрому уже ничего не поможет, и предлагают полностью открыть доступ иностранным автопроизводителям. А вы как оцениваете положение АВТОВАЗа?

- Я в положении АВТОВАЗа не вижу ничего фатального. Предприятие очень мощное, развивающееся, имеющее огромный потенциал. Нападки на него потому так настойчивы, что он еще остается серьезным конкурентом иностранным автопроизводителям. И если сейчас направить усилия и взять на вооружение те передовые методы, которые применяют лидеры мирового автопрома, - автомобили LADA останутся на рынке и будут достойными соперниками иномаркам. Тем более что здесь не требуется больших инвестиций, нужно только добиться максимального включения человеческого фактора. Система ЛИН помогает выполнить требования к товару современного потребителя: "Быстро, качественно, недорого".

Если АВТОВАЗ будет выполнять эти требования - значит, технология "бережливого производства" работает эффективно. Важно, чтобы ускорение достигалось не механически, а за счет изменения техпроцесса. А для этого надо проанализировать каждую операцию, посмотреть, почему происходит то или иное. Повышение качества - один из элементов всей технологии. Концепция ЛИН не какая-то альтернативная система, она включает в себя и систему качества, и усовершенствование логистики, и другие направления по безынвестиционному совершенствованию производства.

Но самое главное - мы должны правильно "включить" человека в этот процесс. И тогда он уже просто не сможет работать по-старому, улучшение производства станет потребностью. Инвестировать в человека - много выгоднее, чем об этом принято думать.


Актуальные материалы о внедрении системы ЛИН в России можно прочесть на сайте компании "ЦентрОргПром" www.leansigma.ru

Источник информации
"Волжский Автостроитель"
Теги
Опубликовано 26.10.2006