И. Денисов (ФПИ) о проектах фонда в области морской робототехники

Мировой океан сегодня изучен хуже ближнего космоса. Но похоже, что скоро такое положение дел изменится. Морские беспилотники и роботы в XXI веке примутся основательно бороздить таинственные глубины Мирового океана. Фонд перспективных исследований (ФПИ), являющийся научной кузницей отечественного роботостроения, готовит несколько проектов по покорению Марианской впадины, освоению Северного морского пути и глубоководных месторождений. Последними достижениями и планами в интервью РИА Новости поделился заместитель главы фонда и руководитель физико-технических исследований Игорь Денисов. Беседовал Игорь Ермаченков.

— Как развивается проект "Айсберг" по добыче полезных ископаемых на дне морском? Росатом уже получил результаты интеллектуальной деятельности?

— Аванпроект "Разработка подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей", шифр "Айсберг", завершен в конце 2017 года. В настоящее время головной исполнитель проекта, Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", совместно с ФПИ и заинтересованными сторонами ведет работы по его дальнейшему развитию, а именно проработку вопросов создания демонстраторов подводного комплекса сейсморазведки и подводного роботизированного бурового комплекса.

Принято и реализуется решение попечительского совета фонда о передаче результатов аванпроекта "Айсберг" в госкорпорацию "Росатом". Сегодня состояние дел следующее: технологии проработаны в рамках аванпроекта, следующий этап — создание демонстраторов, работающих в реальных условиях эксплуатации. Это достаточно ресурсоемкий проект, поэтому создается кооперация заинтересованных организаций, которые могут профинансировать такой проект. Прорабатывается вопрос подключения профильных организаций Росатома, предприятий "Объединенной судостроительной корпорации", а также предполагаемых потребителей – Газпрома и Роснефти. Параллельно ОСК и "Рубин" в рамках инициативных работ прорабатывают технические детали создания упомянутых демонстраторов.

— Когда могут появиться работающие демонстраторы?

— Когда появятся ресурсы, тогда можно говорить и о создании демонстраторов. Примерный срок их создания с момента принятия решения составляет два-три года.

— Как идут работы по созданию подводного беспилотника для Севморпути "Сарма"?

— "Сарма" — проект фонда, направленный на создание испытательной платформы-демонстратора необитаемого подводного аппарата большой автономности. Работы идут по графику. В этом году завершается этап технического проектирования и с июля начнутся работы по изготовлению демонстратора. Планируемый контрольный эксперимент предполагает демонстрацию возможности аппарата пройти десять тысяч километров без всплытия и без использования атомной силовой установки. Автономность получается около трех месяцев. Аппарат делается в модульном исполнении.

К контрольному эксперименту в северных морях будем подходить поэтапно. Предварительные испытания в рамках первого этапа запланированы на 2021 год в акватории Белого моря.

— Можно ли отправить "Сарму" в беспилотную кругосветку?

— Теоретически это возможно, но это уже не "Сарма" — потребуется существенное повышение характеристик систем энергообеспечения. При постановке проекта мы исходим из его востребованности. Срок автономности — три месяца – позволит существенно упростить вопросы эксплуатации перспективных систем освещения подводной обстановки.

— А когда ждать "окунания" "Витязя", вашего глубоководного беспилотника?

— Аппарат собран и прошел необходимые испытания в Крыловском государственном научном центре. В начале лета запланированы его предварительные испытания в Черном море. После испытаний перевозим аппарат на Дальний Восток, там проводим доподготовку. В конце текущего года постараемся выйти на контрольный эксперимент.

— Погрузитесь в Марианскую впадину?

— Да. К практической подготовке к погружению приступим уже осенью. Марианский желоб — масштабное геологическое образование длиной полторы тысячи километров и шириной в несколько километров. Человек бывал на глубине Марианской впадины, в Бездне Челленджера, но полного представления о ней и о желобе в целом мы до сих пор не имеем. Особенность "Витязя" в том, что по своим характеристикам он позволяет выполнить картирование этого интересного района, то есть создать трехмерную карту всего желоба.

— Сообщалось, что на основе "Витязя" может быть создан обитаемый спускаемый аппарат, в котором на дно Марианской впадины опустятся путешественники Федор Конюхов и Артур Чилингаров...

— Действительно, такие работы ведутся. Но тут не мы являемся головными исполнителями. "Витязь" планируется использовать для расширения зоны осведомленности, которую будет давать тот самый обитаемый аппарат. Предполагается, что батискаф с исследователями будет погружаться, а "Витязь" станет его "глазами". То есть у нас "Витязь" информацию передает на поверхность, а тут он будет ее отсылать на батискаф. Для этого потребуется проработать совместимость систем управления, отображения, передачи данных.

— Каким вы видите будущее морских беспилотников и роботов через полвека?

— У роботов под водой хорошее будущее. Все понимают, что вода — это среда, в которой человеку желательно находиться как можно меньше. Очевидно, что все работы, связанные с повышенным риском, будут постепенно переноситься на роботов. Не имеет смысла рисковать жизнями людей, обслуживающих подводные средства, если задачу решают роботы. В этом направлении развивается подводная робототехника.

— Какие новые проекты начинает фонд?

— У нас очень много новых интересных проектов. Будем показывать и рассказывать о них при получении практических результатов.
Источник информации
Опубликовано 16.04.2019