М.Лифшиц (УТЗ): Важен прогноз сбыта хотя бы на 10 лет

Михаил Лифшиц 27 сентября машиностроители России отмечают профессиональный праздник. Один из лидеров отечественного энергетического машиностроения "Уральский турбинный завод" (УТЗ, входит в холдинг "РОТЕК") в этом году завершил строительство энергоблока на ТЭЦ-4 в монгольской столице Улан-Баторе.

Этот проект стал крупнейшей энергетической стройкой Монголии за последние 20 лет, а для УТЗ — первой за десятилетие экспортной поставкой турбин нового поколения за пределы СНГ. На вопросы "ОГ" ответил председатель совета директоров УТЗ Михаил Лифшиц.

— Михаил Валерьевич, как складывается ситуация в энергетическом машиностроении?

— Госпрограмма по договорам о предоставлении мощности (программа, созданная для стимулирования генерирующих компаний к строительству новых энергоблоков. — Прим. "ОГ"), которая действовала последние 5–6 лет, подстегнула прогресс в области производства новых машин, обновились основные производственные мощности. Поэтому состояние заводов на сегодня неплохое.

Но программа развития энергетики составлялась из расчёта развития экономики, а экономика растёт не совсем с той скоростью, которая прогнозировалась. В итоге мы имеем избыточное предложение мощности на рынке электроэнергии в объёме примерно 15–20 гигаватт, или 6–8 процентов. Кроме того, состояние самих генерирующих компаний — потребителей нашей продукции — сейчас крайне затруднительное. Кредиты на приобретение нового оборудования надо обслуживать, многие кредитовались валютой, а тарифы на электрическую и тепловую энергию — фиксированные и в рублях. Поэтому, несмотря на то, что состояние заводов сегодня неплохое, прогноз не самый радужный.

По моей оценке, российский рынок в перспективе должен быть более ориентирован на модернизацию установленной мощности, нежели на строительство новых энергоблоков.

— Насколько отечественные машиностроители могут заменить в энергетике продукцию иностранных концернов?

— Единственная позиция в энергетическом оборудовании, по которой в России нет собственного продукта, — это тяжёлые газовые турбины. При этом у нас в стране очень высокая концентрация и компетенций, и мощностей для организации их производства. Но нет системного спроса. Чтобы запускать любой продукт машиностроения в производство, нужно понимать прогноз его сбыта хотя бы в горизонте 10 лет.

— Чем может помочь государство в развитии энергомашиностроения?

— Помощь государства нужна прежде всего для каких-то прорывных, новых, ещё не закрепившихся на рынке технологий. Я имею в виду проектное финансирование. Мы, например, активно пользуемся предоставляемой государством поддержкой в форме субсидирования процентных ставок по кредитам под новые проекты. Спасибо Минпромторгу России и Фонду развития промышленности.

Помощь нужна, на мой взгляд, и в тех случаях, когда есть прямая конкуренция с импортной продукцией. В частности, механизмы субсидирования процентных ставок по кредитам могут переводить нас на рынке в примерно равную позицию с иностранными компаниями. Ведь если любой мой западный конкурент, заходя на новую производственную площадку или в новый проект, может взять деньги в три раза дешевле, то я уже заранее нахожусь в позиции ограниченной конкурентоспособности.

— Ваше предприятие недавно реализовало крупный проект в Монголии, который был признан лучшим российским экспортным проектом. Над какими ещё крупными проектами работаете?

— У нас в планах продолжить работу с Монголией. Также сотрудничаем с Казахстаном, в этом году на казахских ТЭЦ уже введены в строй три наши турбины, ещё одна должна быть введена до конца года. Мы выполнили небольшой, но интересный проект в Сербии, сейчас участвуем в тендерах на модернизацию белорусских ТЭЦ и строительство геотермальных электростанций в Африке.

Среди наших российских проектов крупнейший — изготовление турбины мощностью до 335 МВт для реконструкции энергоблока ТЭЦ-22 Мосэнерго. Это будет самый мощный теплофикационный турбоагрегат в мире. Мы надеемся, что он станет флагманом новой линейки наших продуктов и позволит обновить генерирующие мощности Москвы и других крупных городов.
Источник информации
Компании
Опубликовано 30.09.2015