Сергей Когогин (КАМАЗ): 2014-й год — это год старта кардинальных изменений на "КАМАЗе"

КАМАЗ ОАО "КАМАЗ", входящее в состав госкорпорации "Ростех", подводит итоги 2013 года. Генеральный директор Сергей Когогин в своём интервью корпоративным СМИ озвучил, в том числе, и планы компании на ближайшее будущее.

Об удачах и неудачах-2013


— Верной приметой хорошего года, по традиции, считалась победа на "Дакаре": наши гонщики заняли весь подиум. Но, к сожалению, рынок нас не порадовал, было очень непросто, хотя мы прошли год серьёзного кризиса с минимальными потерями.

Сергей Когогин Уверен, за оставшееся время свои 42 с небольшим тысячи автомобилей мы сделаем. И финансовые показатели всё- таки удовлетворительные, то есть год завершим с прибылью.

Главное — сделали очень важный шаг в производстве автомобилей нового модельного ряда. Первые 36 автомобилей проданы, но пока мы сдержанно относимся к реализации этих машин, очень правильную позицию занимает автомобильный завод. Гонка не нужна — нужна стабильная работа и автомобиль высокого качества. У него другой клиент с другими ожиданиями.

О планах и перспективах


— Бизнес-план принят, он очень непростой. 43 тысячи автомобилей — это небольшой рост к уровню нынешнего года, но мы не ждём позитивных изменений в экономике: стагнация, рецессия ощутимы повсюду. Очень тщательно работаем с продавцами и с производством над внутренней частью модельного ряда. Есть правильное понимание, началась командная работа конструкторов, производственников, закупщиков.

Очень конкурентный рынок: европейские, китайские производители — уже рядом. И, хотя в стране есть определённый протекционизм относительно наших автопроизводителей, если брать коммерческие автомобили и автобусы — рынок фактически открыт.

По новым моделям рассчитываем выйти на темп восемь автомобилей в сутки, в год произвести их 2-2,5 тысячи. Перед конструкторами стояла задача сертификации и получения Одобрения типа транспортного средства, чтобы иметь возможность расширения модельного ряда. Вслед за 5490 (М1842) планируем сборку тягача 6х4, бортового автомобиля на его агрегатной базе. Тремя- четырьмя моделями пока ограничимся.

О "корейской" кабине


— Это "клеймо" вызывает уже и раздражение, и улыбку. Перед "КАМАЗом" цель изменения модельного ряда. Это реальные масштабные задачи, определённые инвестиционной программой. Есть чёткая граница: на уровне "Евро-5", тем более "Евро-6", будет выпускаться более половины автомобилей новой конструкции, и мы должны иметь автомобиль, который станет одним из лучших. Со старой кабиной это невозможно. Гарантированно будем изменять и внешние видовые характеристики — так того требуют "законы жанра", клиенту нужно предложить нечто современное и по дизайну в том числе, серьёзно будем работать и над интерьером. Нам нужны кабины шириной 2350 и 2500 мм. С 2350 нашли самый простой вариант — взяли даймлеровскую кабину Axor. С такой скоростью создать автомобиль с новой кабиной было невозможно — мы это сделали. Закупили оборудование, и с января процесс сварки кабины начнётся уже у нас.

Есть уверенность, что мы не допустили ни одной серьёзной ошибки. Кабина шириной 2,5 метра нужна для другого модельного ряда. Этот вопрос можно решать как самостоятельно, так и с "Даймлером". На сегодня "КАМАЗом" проект уже выполнен, пробеговые испытания приближаются к 1 млн км (необходимо понять, какой ресурс у этой кабины). Каркас новой кабины готов предложить "Даймлер". Конструкторы сейчас решают, что для нас выгоднее. Никто из акционеров не станет навязывать решения, которое не выгодно "КАМАЗу".

Об увеличении доли "Даймлера"


— Чем оно "грозит"? Увеличением инвестиций, улучшением нашей экономики! ( Смеётся .) Процедура переговоров достаточно сложная, с одной стороны — это большая наука, с другой — "восточный базар". "КАМАЗ" подготовил огромный объём (18 тысяч видов!) документов, "Даймлер" провёл дью дилидженс (заключение, скорее всего, последует в январе).

Мне будет очень интересно узнать, как мы выглядим со стороны "Даймлера". Первая читка документов прошла.

Сравнив результаты 2008 и 2012 годов, наши партнёры ни по одному направлению не увидели отрицательной динамики, отметили значительные изменения по улучшению предприятия.

Это касается производства, разработок, самого продукта. Значит — заметьте, таково мнение партнёров, внешней стороны, что очень важно, — пять лет мы шли только вперёд.

О развитии СП


— Наша идеология по созданию СП имела определённые "размеры" — речь шла о производстве основных компонентов (коробка передач, тормозные системы, цилиндро-поршневая группа и т.д.), далее мы перешли к созданию СП в части конечного продукта ("Мерседес- Бенц-Тракс-Восток", CNH), а потом заявили всем партнёрам, что готовы поддержать их бизнес в рамках постоянно действующего Индустриального парка "Мастер". Сейчас наступает период, когда есть смысл задуматься о возобновлении практики создания СП по ключевым компонентам, поскольку зачастую рисковать под камазовские объёмы на российском рынке китайские или европейские компании не готовы.

О сервисе

— "КАМАЗ" был первой в Советском Союзе компанией, развившей региональную сервисную сеть, за что честь и хвала "отцам-основателям". Не всё было просто. В 2012 году мы закончили "расчистку" нашей собственной сервисной сети, сейчас наступил период инвестирования, около 1 миллиарда в год мы готовы направлять на развитие сервисной сети.

Разработан проект базового сервисного центра (на мой взгляд, он слишком дорогой). В Армении опробован образец экономичного подхода. Каждый год строятся СЦ и под требования "КАМАЗа", порядка 10 современных открылось в этом году, совсем недавно — "ОмскДизельСервис", где всё получилось хорошо и недорого. Для нас важен совместный бизнес, потому что СЦ — залог нашей конкурентоспособности. И дилеры, инвестируя в эти проекты, верят в будущее "КАМАЗа".

Об оборудовании


— Есть простая формула: современное оборудование должно работать 21 смену в неделю — иначе оно не окупается. К сожалению, отрицательные примеры в истории "КАМАЗа" есть — взять тот же "японский кредит". Было закуплено оборудование, часть которого (к счастью, не основная) лежит в ящиках уже 15 лет и не востребована до сих пор! Я так и не понял смысла этих приобретений. Такие "инвестиции" мы себе позволить не можем. Вижу, что директора заводов и персонал начали это понимать.

Перед нами очень серьёзные задачи по инвестициям. Если в среднем "КАМАЗ" осваивал 4 миллиарда рублей в год, то теперь перейти нужно к 12 миллиардам, и это будет не "освоение бюджета", а активная работа с инвестициями. Нельзя покупать ни одного станка, ни одной линии, если они сразу не будут работать с максимальной загрузкой, давая качественный продукт. И специалисты сразу должны уметь работать на них. Нужно изменить отношение и к оборудованию, уже имеющемуся. Я часто слышу, что оно у нас устаревшее, это мнение в значительной мере формирует линейный персонал. Но если оно обеспечивает должный уровень качества — должно и нужно на нём работать и ни в коем случае не идти по пути, что "всё старое мы вырежем и выбросим". Так недалеко и до того, что лучше вообще новый завод построить...

О реинжиниринге

— В рамках реинжиниринга у нас ещё есть "лишний" миллион квадратных метров площадей. В 2012 году мы приняли программу оптимизации наших активов, она реализуется. Яркий пример решения вопроса непрофильного актива — ООО "Электротранспорт", которое мы с удовольствием передали городу. Кстати, наличие этого подразделения в собственности "КАМАЗа" всегда выступало как ограничивающий фактор, если заходила речь о поддержке этого вида транспорта со стороны города или республики. Теперь барьера нет. Челны построены уникально в смысле дорог, трамвай может быть основным транспортным средством. Даже не очень большие вложения в трамвайные линии приведут к тому, что проблемы транспортного коллапса не будет вообще. Этим страдают многие города, без общественного транспорта её не решить, но в Челнах трамвай позволит сделать это гарантированно.

Об аутсорсинге


— Делать самим или покупать — вопрос, актуальный для всех. Поддерживать все компетенции невозможно, поэтому мы должны чётко определить, что делать можем, а чего — нет. Упрощение производственных процессов, снижение номенклатуры будет происходить. Не так давно рассматривали стратегию литейного завода, который сегодня поставляет изделия 670 наименований, а с вводом нового модельного ряда их станет более 900. Когда-то нужно остановиться! Программа аутсорсинга нами выполняется. Опыт того же КИП "Мастер" показывает, что партнёры, которым созданы условия, не выходят из-под нашего контроля, а малый бизнес, надо признать, имеет большую, по сравнению с крупной компанией, подвижность.

О персонале


— У нас нет задачи сократить персонал, но есть задача резко поднять производительность труда. В бизнес-плане заложен рост 15%, но этого недостаточно. Резервы, как показал проект оптимизации рабочего времени Томаша Навратила, как минимум, процентов 20. Что касается уровня подготовки нашего персонала, его нельзя назвать плохим — это отмечают и наши экспаты, углублённо работающие на заводах, г-н Визингер, например. Но изменение сознания, отношения ко всему происходящему необходимо. Мы часто говорим, что компания должна адекватно реагировать на внешние вызовы, но и внутри вызовов не меньше. Поэтому в будущем году нужно углубляться во внутренние процессы.

О зарплате

— Знаю, например, что зарплата инженера-конструктора в Австрии относительно той, что получает его коллега у нас, не больше. В Европе другой принцип налогообложения, акценты смещены — 50% от доходов платит сам работник (а не работодатель с ФЗП), у нас пока — 13. Доля заработной платы в нашем продукте достигла 20%. Я не говорю, что она высокая. Но, если бы не оптимизация численности, и такую сегодня платить бы не могли. Зарплата должна быть увязана с производительностью труда. Конечно, она будет расти, но, чтобы не иметь ограничений, работать нужно с максимальной загрузкой. Мы, конечно, проведём индексацию — в соответствии с Коллективным договором.

О социальной поддержке


— Жильё — один из самых сложных вопросов, стоимость квартир настолько высока, что механизм ипотеки становится едва ли не единственным путём решения. В нашей компании программа разработана, но для молодёжи этого точно недостаточно. Эту работу намерены усилить, служба персонала и профсоюзный комитет ищут формы, которые нам по карману и точно полезны. Вариантов много — увеличение ежемесячных субсидий, помощь в платеже первоначального взноса и прочие. В первом полугодии предложим персоналу схему, которая, надеюсь, всех устроит. Конечно, мы рассчитываем с внедрением этой программы и на закрепление молодых специалистов на предприятии. Всё-таки когда ты работаешь в большой компании, чувствуешь: за тобой — коллектив, огромная семья, если что-то случится, тебя не бросят. Наши социальная политика, социальный пакет тоже определены рамками Коллективного договора.

О культуре

— С Валерием Абисаловичем Гергиевым мы познакомились не так давно. Я сразу проникся уважением к его таланту, это само собой, но за время 10-минутного разговора (дело было в кабинете Германа Грефа) был просто очарован его человеческими качествами — как он ведёт беседу, насколько открыт, поразила и его готовность приехать в Челны, на "КАМАЗ", играть для камазовцев — при его невероятном гастрольном графике. Когда человек так отдаётся искусству, — это уже не вопрос денежных отношений. Надеюсь, оркестр Мариинки приезжал к нам не в последний раз. Большого количества "звёзд" мы, конечно, позволить себе не можем, но приглашать известных артистов всё-таки будем: высокая культура необходима нашему городу, ведь он совсем недавно родился, здесь нет таких культурных традиций, как в Казани, в Москве. Мы оплачиваем гастроли казанских театров — татарского им. Камала, русского драматического им. Качалова.

О нас с вами


— Хочется, чтобы год 45-летия "КАМАЗа" запомнился нашими успехами. Мы должны стать не просто хорошими, а лучшими, поэтому 2014-й год — это год старта кардинальных изменений на "КАМАЗе". Мы должны изменить не только КАМАЗ, но и, в первую очередь, себя, от этого будет зависеть всё остальное. Знаю, что активность горожан, камазовцев очень высокая. Если эту энергию да в правильное русло — горы можно свернуть, направление рек изменить. До сих пор это получалось. Сейчас — да, задача другого порядка, но я уверен: это настолько интересно, что коллектив захочет её реализовать. Впереди у нас много интересного и замечательного.

Вы, мои дорогие, прожили и отработали сложный, непростой год. И так достойно, как вы это сделали, не удалось бы, наверное, никому. Поэтому я благодарю вас за эту работу и хочу сказать, что нас ожидают новые свершения, новые радости, но и новые трудности. Мы всё реализуем, всё победим. Есть только одно условие: хорошо встретьте Новый год, сохраните своё здоровье. Счастья, удачи вам и вашим семьям.
Источник информации
Компании
Опубликовано 30.12.2013