Г.Никитин (Минпромторг России): Индустриальные парки – промышленный интегратор инновационной экономики

Минпромторг Значимость индустриальных парков для развития экономики страны, их потенциал сегодня достаточно очевидны. Бесспорным можно признать и тезис, что в полной мере этот потенциал может быть реализован только при непосредственной поддержке государства. О том, какие конкретные шаги предпринимаются в этом направлении, рассказывает первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин.

Глеб Никитин – Минпромторг готовит специальную подпрограмму "Индустриальные парки" в рамках госпрограммы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности". Чем вызвана необходимость разработки этой подпрограммы?

– Мы рассматриваем промышленные парки как инфраструктуру развития. Дороги, порты, индустриальные парки – всё это окупается, как правило, через социально-экономический эффект – и, соответственно, здесь зона ответственности государства. В большинстве несырьевых экономик мира индустриальные парки являются важным каналом государственной поддержки промышленности. Это нормальный процесс: таким образом государство создаёт условия для частных инвестиций в реальное производство. Однако существующие меры государственной поддержки и стимулирования создания индустриальных парков ограничиваются, как правило, региональным и муниципальным уровнем.

Логично спросить: почему мы только сейчас подошли к целесообразности поддержки парков? Почему не 5 или 10 лет назад, когда был объявлен курс на диверсификацию экономики и снижение сырьевой зависимости? Потому что тогда некого было поддерживать. Сегодня в России появился такой вид экономической деятельности, как развитие индустриальных парков. По сути, сформировалась отрасль со всеми атрибутами, спецификой, институтами саморегулирования, стандартами и т.д. У государства есть понятный собеседник и партнёр – Ассоциация индустриальных парков, которая выражает интересы подавляющего большинства участников отрасли (индустриальных парков). Внутри отрасли есть чёткое понимание принципов работы и потребностей в государственной поддержке. Есть отраслевой стандарт, на основе которого можно отбирать проекты. Теперь, когда появилось понимание, кого развивать и с кого спросить, мы готовы содействовать развитию и оказывать поддержку.

Мы сделали вывод, что без участия государства потенциал этой индустрии не будет раскрыт в полной мере. Слишком высоки затраты на создание парков. Они перекладываются на конечных потребителей (производственные компании). Получается, что цена локализации в России слишком высока. Но при этом за 7 лет всего 36 действующих индустриальных парков создали 56 тыс. рабочих мест. Это при средней заполняемости одного индустриального парка на уровне 60% в среднем по отрасли. При должной государственной поддержке таких парков может быть более 300 по России уже через 5 лет. Без государственной поддержки – вдвое меньше.

– Как вы можете оценить уровень законодательного обеспечения деятельности индустриальных парков в России?

– На федеральном уровне законодательного регулирования нет. И это даже хорошо. У нас же нет отдельного закона об отелях, о складах или об офисных центрах. Они работают в рамках гражданского права. Промышленные парки – это тоже один из видов коммерческой недвижимости. Как и в отельном бизнесе, появился отраслевой стандарт, который закрепляет термин "индустриальный парк", основные требования к паркам и принципы работы. Сообщество индустриальных парков уже работает по этому стандарту, а Ассоциация проводит добровольную сертификацию парков, которой вполне достаточно и для инвесторов, и для государства с точки зрения отбора проектов для поддержки.

Росстандарт совместно с Ассоциацией индустриальных парков приступил к разработке Национального стандарта на основе отраслевого. К концу 2014 года планируется его утверждение.

Кроме того, Минэкономразвития совместно с Минфином и Минпромторгом разрабатывает поправки в законопроект "Об особых экономических зонах". Они направлены на совершенствование положений действующего законодательства об особых экономических зонах. Сделать это возможно за счёт формирования в субъектах Федерации благоприятного режима осуществления инвестиций, ведения предпринимательской деятельности, а также стимулирования роста производства продукции.

Законопроект вводит новые понятия – особая экономическая зона регионального уровня, промышленный (индустриальный) парк, технопарк, а также устанавливает правовые основы создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня.

Также предусмотрены основные меры государственной поддержки особых экономических зон регионального уровня. В их числе предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Федерации для поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой резидентами особых экономических зон регионального уровня. Предусматриваются предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым резидентами особых экономических зон регионального уровня, предоставление из федерального бюджета субсидий резидентам особых экономических зон в регионах, налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Предполагается предоставлять резидентам в аренду земельные участки из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, либо государственную собственность, которая не разграничена. Предусматриваются и другие меры государственной поддержки.

Активно прорабатываются вопросы формирования нормативной правовой базы, необходимой для реализации механизма отложенных платежей (Tax Increment Financing), активно используемого в развитии индустриальных парков большинством развитых стран, в том числе и США.

– Создание и содействие в работе индустриальных парков на конкретных территориях – это забота в первую очередь федеральных органов власти или региональных структур?

– В соответствии с системой разграничения полномочий должны быть задействованы все три уровня власти, а также институты развития и некоммерческие организации. Задача федерального уровня – это разработка специальной программы и мер поддержки из федерального бюджета. На региональном уровне сконцентрированы полномочия по предоставлению налоговых преференций и других видов поддержки. Кстати, региональные администрации зачастую сами выступают инициаторами создания индустриальных парков. А задача муниципального уровня – это решение земельных и коммунальных вопросов. Такие институты развития, как Сбербанк России, Внешэкономбанк, Агентство стратегических инициатив, тоже активно занимаются поддержкой паркового движения в стране. Не стоит недооценивать роль отраслевых ассоциаций в вопросах общеотраслевого лоббирования, консолидации участников рынка, выработки стандартов качества и продвижения парков за рубежом.

– Какие факторы, на ваш взгляд, сдерживают сегодня процессы создания и развития индустриальных парков в России?


– Недофинансирование проектной стадии и инженерной подготовки. Нехватка финансового рычага на доинвестиционной стадии. Это первое. А второе – это взаимоотношения индустриальных парков и их резидентов с сетевыми компаниями. Если с первым вопросом решение видится через государственную программу, то по второму нам предстоит более сложная работа, к которой мы, безусловно, тоже будем подключаться.

– В одном из своих недавних выступлений вы сказали, что "индустриальные парки – это неотъемлемый элемент общенациональной инновационной инфраструктуры". Какие из ныне действующих индустриальных парков демонстрируют "инновационную направленность" в своей работе?


– В данном случае речь идёт не об отдельных площадках, а о сегменте рынка в целом. Поэтому я бы избежал приведения любых примеров в отрыве от контекста. Индустриальные парки – промышленный интегратор инновационной экономики. Ведь любая разработка имеет своей конечной целью промышленное воплощение. У каждого нового продукта, поступающего на глобальный рынок, есть стадия идеи, затем feasibility study, R&D, опытное производство, выход на рынок и в конечном счёте серийное массовое производство. В России создана довольно развитая инфраструктура поддержки инноваций на ранних стадиях – R&D-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д. Но что мы предлагаем делать успешным разработчикам после того, как они выходят из стен "Сколково" или технопарка с готовым продуктом, на который есть массовый спрос? Возникает вопрос: где производить? Именно поэтому нужна современная инфраструктура для высокотехнологичного промышленного производства. Дальнейшая недооценка значимости индустриальных парков может привести к непоправимому отставанию России в мировой конкуренции за наиболее технологичные сферы, усугублению сырьевой зависимости. Промышленное воплощение инновационной экономики, в которую вложено так много ресурсов, может оказаться за пределами Российской Федерации.

– Как стимулировать создание конкретных производств в индустриальных парках?


– Через целевую поддержку резидентов. Мы планируем предусмотреть меру поддержки как для самих парков, так и для их непосредственных резидентов.

Если, допустим, индустриальный парк заявляет отраслевую специфику (агроиндустриальный парк, химический, фармацевтический парк и т.д.), то доступ к мерам поддержки получат профильные резиденты, соответствующие мандату парка. Второе направление – это финансирование специализированной инфраструктуры, необходимой для предприятий одного профиля.

– Если посмотреть на существующие перспективные проекты индустриальных парков, то здесь очевидна тенденция увеличения доли государства. С чем это связано?


– Роль государства – в создании условий для бизнеса. Поэтому создание внешней инфраструктуры и инвестиционного климата всегда является функцией государства. И если мы эту функцию выполним эффективно, то частные деньги выполнят свойственную бизнесу функцию и создадут налогооблагаемую базу и рабочие места в виде работающих предприятий.

– Как вы относитесь к появлению на территории ряда индустриальных парков предприятий с иностранным капиталом?


– Индустриальные проекты – это всегда "умные" инвестиции. Капитал в промышленность приходит с экспертизой. И главный вопрос не в том, откуда он приходит, а в том, где он работает. Поэтому в мировом измерении развивается конкуренция за инвестора с компетенцией. Мы настаиваем на локализации именно потому, что хотим преодолеть технологическое отставание и создать в нашей стране полный цикл, законченную "цепочку" инновационного процесса – от идеи до её промышленного воплощения, оставив максимальную добавленную стоимость в стране, вне зависимости от того, откуда пришёл капитал и где рождена научная разработка. Для нас важно создать точки локализации добавленной стоимости. У нас на территории России первые и самые успешные индустриальные парки (среди частных проектов, разумеется) созданы иностранными инвесторами. Это, к примеру, индустриальный парк "Гринстэйт" в Ленинградской области, созданный скандинавским инвестором YIT, "Дега кластер Ногинск" в Московской области – инвестиционный проект швейцарской компании DEGA и финский парк "Лемминкяйнен" в Калужской области. Всё это успешно работающая часть промышленного сектора России.

– Использует ли Минпромторг при работе с индустриальными парками международный опыт создания и функционирования подобных структур?

– В Европе индустриальные парки существуют более 100 лет. В Азии – порядка 50. Нам хорошо известны лучшие практики Сингапура, Турции, Японии, Восточной и Западной Европы, арабского мира. В России "парковому движению" нет и 10 лет. И мы рассматриваем это как наше главное преимущество. У нас уже есть хорошая эмпирическая база, есть от чего отталкиваться. Поверьте, российские игроки рынка индустриальных парков, прежде чем входить в этот непростой бизнес, в деталях изучили мировые практики. Но нам надо искать свои конкурентные преимущества, и они есть. Это сырьевая база, промышленное наследие, растущие рынки сбыта Евразийского союза, динамичная экономика, интеллектуальные и трудовые ресурсы, инвестиции, наконец.
Источник информации
Опубликовано 29.11.2013