Опубликовано: 06 февраля 2006 г.

Владимир Артяков: "У нас есть три года, чтобы поднять АвтоВАЗ"

  комментариев: 16   просмотров: 39581

Источник информации: Профиль

Александр Борисов


Владимир АртяковНа своей ежегодной пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе, президент Путин не исключил возможности объединения крупнейших российских автозаводов в единую компанию. В свою очередь, председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков уверен в том, что такое объединение может состояться только при взаимном согласии всех сторон и экономической целесообразности данного шага.

- Владимир Владимирович, вы могли бы сейчас по пунктам рассказать о комплексе мер, намеченных государством для подъема АвтоВАЗа?

- АвтоВАЗ - не просто один из заводов, а, по сути, и есть автопром России в смысле легковых автомобилей. Отсюда и особое значение завода. Я бы не назвал разработанный комплекс мер "государственным". Эти меры разработаны нами - новым менеджментом АвтоВАЗа. Свою программу мы хотим предложить государству. Эта программа состоит из нескольких основных пунктов.

Во-первых, нами разработана большая программа по развитию АвтоВАЗа. На территории АвтоВАЗа за три года мы должны построить новый завод мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Рядом с ним мы предполагаем расположить цеха производителей комплектующих, в том числе иностранных и совместных предприятий. Кроме того, за три года необходимо кардинально обновить модельный ряд АвтоВАЗа. Снять с производства устаревшие модели. Заменить их новыми, значительно расширив продуктовую линейку автомобилей LADA.

Во-вторых, необходимо навести порядок в структуре собственности АвтоВАЗа, сделав ее максимально прозрачной, чтобы привлечь к предприятию внимание крупных инвесторов и повысить его капитализацию.

В-третьих, сегодня АвтоВАЗ является акционером более 200 различных предприятий, большая часть из которых ему вовсе не нужна. В прошлые годы завод зачастую инвестировал средства в непрофильные активы. Например, зачем, скажите, предприятию, собирающему автомобили, быть акционером колбасного завода?! От непрофильных активов надо избавляться! Часть таких активов мы могли бы передать государству в обмен на сокращение наших долгов перед федеральным бюджетом.

В-четвертых, необходимо избавить АвтоВАЗ от значительного количества социальных объектов, находящихся на балансе предприятия. Социалку надо передать на баланс города и одновременно выделить средства из федерального бюджета на их содержание.

На реализацию всех этих мер мы хотим попросить у государства кредит.

- Вашими коллегами называлась сумма в $5 млрд. Речь идет о ней?

- Ориентируемся где-то на этот объем. Для такого проекта - цифра небольшая. Но мы считаем, что и ее сможем оптимизировать.

- Недавно гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский говорил о том, что через три года для завода наступит точка кризиса. Такие расчеты есть? И вы действительно надеетесь успеть за этот срок создать новый завод и новые модели? А что будет, если за три года это не удастся?

- Да, такие расчеты есть. И если нам не удастся реализовать наши планы за три года, АвтоВАЗ ждет как минимум глубокий коллапс. Я бы назвал это состояние "легким дыханием умирающего организма".

Мы все прекрасно понимаем, что будут вводиться ограничения по "Евро-2" и "Евро-3". Следовательно, некоторые автомобили из нашей модельной линейки могут не выдержать таких требований. В этой связи мы должны думать о том, как реорганизовать производство. Сделать это на имеющихся сегодня в нашем распоряжении мощностях - невозможно. Значит, надо принимать конкретные меры по их замене и действовать немедленно. За три года мы должны хотя бы начать производство первой линейки наших новых автомобилей. Я понимаю, что это - очень короткие для таких проектов сроки. Но мы должны ставить себе эти планки. И я уверен в их реалистичности!

- Те $5 млрд., которые вы хотите попросить у государства, - будет ли это безвозмездная помощь или кредит?

- Помощь? Ни в коем случае! Нам требуется инвестиционный кредит, который мы будем планомерно возвращать согласно условиям его предоставления.

- Но сумма - гигантская! АвтоВАЗу понадобятся десятилетия, чтобы расплатиться с таким кредитом.

- Что ж, будем брать долгосрочный кредит. Правительства всех стран, являющихся ныне ведущими мировыми автопроизводителями, шли по такому пути: помогали своему автопрому.

- В последнее время много слухов ходило о возбуждении уголовных дел против бывших менеджеров АвтоВАЗа. Вы могли бы рассказать об этом подробнее?

- Я не имею, к сожалению, точной статистики по этим делам. Но, конечно, по фактам хищений на заводе возбуждаются уголовные дела и направляются в прокуратуру. Они есть.

- А как выстраиваются отношения нового руководства АвтоВАЗа с Группой СОК?

- С СОКом мы выстраиваем отношения как с одним из хозяйствующих субъектов, которые работают с АвтоВАЗом.

- Его позиции основного внешнего поставщика комплектующих и крупнейшего дилера запчастей АвтоВАЗа сохранятся?

- Это решит экономика. Если мы увидим, что для завода это выгодно, то будем сохранять. Если же нет, станем менять ситуацию.

- В первые дни после вступления в должность Игорь Есиповский как-то обмолвился, что, по его данным, себестоимость производства LADA можно снизить почти на треть за счет борьбы с коррупцией, воровством, завышенными закупочными ценами на многие компоненты и т.п. Вы согласны с такой оценкой?

- К сожалению, четко мы пока еще не можем назвать цифру таких потерь. Хотя, безусловно, все, о чем вы говорите, на заводе имело место. Существовала огромное количество посредников, через которых шли поставки тех или иных комплектующих. Ясно пока лишь, что завод терял на этом гигантские суммы. В результате себестоимость производства автомобилей искусственно завышалась. Решением этой проблемы мы сейчас как раз активно занимаемся.

- В России наблюдается тенденция к слиянию различных предприятий одной отрасли в единую корпорацию. Пример тому - авиапром. А в автопроме, на ваш взгляд, такое объединение возможно?

- На этот счет есть разные мнения. И представителей федеральных органов власти, и автопроизводителей. По моему глубокому убеждению, мы должны прежде всего обращать внимание на экономические процессы. Если экономика подскажет нам, что объединение эффективно, то надо его совершать. Подчеркиваю: при доброй воле объединяющихся сторон! Если же это экономически нецелесообразно, то незачем и объединяться.

- А на ваш взгляд, целесообразно или нет?

- Это еще тема для дискуссии. Скажем, ряд зарубежных производителей выпускают одновременно и легковые, и большегрузные автомобили. Например, Fiat и Iveco. Другие - нет. Каждый отдельный опыт надо внимательно изучать.

- В какие еще отрасли российской экономики может прийти "Рособоронэкспорт"?

- Наши предложения таковы, что представители "Рособоронэкспорта" должны входить в составы советов директоров крупных экспортно-ориентированных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Нам необходимо обладать всей полнотой информации о том, что происходит на таких предприятиях. Потому что именно мы продаем их продукцию и мы отвечаем перед заказчиком за ее качество.

- А почему первым для броска спецов из "Рособоронэкспорта" было выбрано предприятие гражданского машиностроения - АвтоВАЗ, а не предприятие ОПК. Разве с ними все в порядке?

- В основном те предприятия ОПК, с которыми мы работаем по экспорту их продукции за рубеж, вполне самодостаточны и успешны. Иначе не было бы тех объемов их продукции, что мы реализуем. Поэтому скажем так: у них нет потребности в том, чтобы мы вмешивались и регулировали ситуацию. Они и без нас работают нормально и стабильно.

- Кто назначил вашу команду руководить АвтоВАЗом? Как это было? Путин позвонил главе "Рособоронэкспорта" Сергею Чемезову и попросил подобрать подходящих людей для спасения АвтоВАЗа? Или наоборот, Чемезов позвонил Путину, представил ваши кандидатуры и сказал, что эти люди способны поднять Волжский автозавод?

- Я не стал бы комментировать такие предположения (смеется). Понятно, что АвтоВАЗ - предприятие непростое. Оно - знаковое для страны, для области, для города. И подходить к решению проблем надо ответственно. Конечно, "Рособоронэкспорт" делегировал на АвтоВАЗ лучшие свои кадры. Мы надеемся, что справимся с поставленными перед нами задачами.

- На то была воля президента?

- Без комментариев.

- Какой вам видится в идеале структура собственности АвтоВАЗа после того, как удастся навести в ней порядок?

- Я глубоко убежден, что самым эффективным владельцем является частный собственник. Но есть определенные структуры бизнеса, в которых должно участвовать государство. Государство, как акционер, заинтересовано участвовать в развитии АвтоВАЗа. Я считаю, что оптимальной для АвтоВАЗа будет смешанная форма собственности.

- Сложилась парадоксальная ситуация: акционерные предприятия, которым в совокупности принадлежит контрольный пакет АвтоВАЗа, в свою очередь, сами принадлежат АвтоВАЗу. А руководите заводом вы - топ-менеджеры ФГУПа. Можно ли в таком случае считать, что АвтоВАЗ принадлежит частным собственникам?

- Я назвал бы их "получастными" собственниками (улыбается). А руководить заводом нас действительно уполномочили как акционеры, так и государство. Но в идеале мы хотели бы, чтобы на завод пришли настоящие крупные инвесторы. Мы считаем, что сегодня рыночная стоимость АвтоВАЗа сильно недооценена. Вопросом наведения порядка в структуре собственности АвтоВАЗа мы будем заниматься в первую очередь. Ведь именно прозрачность компании может привести к интересу к ней со стороны инвесторов и повышению ее стоимости.

- Допускаете ли вы возможность появления крупного зарубежного автоконцерна в структуре собственности АвтоВАЗа?

- Если этот партнер докажет нам выгоду и экономическую целесообразность своего присутствия на заводе в долгосрочной перспективе, тогда я не стал бы отрицать такой возможности. Но в любом случае контрольный пакет акций АвтоВАЗа должен оставаться за российской стороной.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Игорь *
сообщение оставлено 07.02.2006 в 11:51
 

- В первые дни после вступления в должность Игорь Есиповский как-то обмолвился, что, по его данным, себестоимость производства LADA можно снизить почти на треть за счет борьбы с коррупцией, воровством, завышенными закупочными ценами на многие компоненты и т.п.
Тот порядок цифр, которые озвучил Игорь Есиповский где-то близок к истине. Он уже предполагает "сторонний интерес" в доле реализуемой продукции в размере 30%. Это скромно так в районе 30-40 млрд. рублей (1-1.5 млрд. долларов) ежегодно, которые оседали у бывшего начальства АвтоВАЗа и прочих паразитов, кормящихся от завода. Это частичные потери добросовестных поставщиков комплектующих и в полном объёме убытки покупателей.
Так что, если новому менеджменту удастся наладить выпуск сравнительно качественного автомобиля при той же цене, по которой они его сейчас продают, то при прочих допущениях, те 5 млрд. долларов, которые они собираются брать в кредит у правительства можно реально вернуть за 3-4 года только из сэкономленных средств. Если это произойдёт - честь и хвала новым руководителям.
ЗЫ: Может и я подумаю о том, чтобы в будущем купить себе новую Ладу. Одно но - я, как автовладелец, уже слишком "избалован" качеством и надёжностью Тойоты, поэтому у нового менеджмента АвтоВАЗа впереди ещё очень много работы. Да и времени, чтобы развернуться, не так много.
ЗЫ:ЗЫ: Ещё одно дополнение. Есть такая оценка стоимости промышленного предприятия, которая складывается из сумм годового валового продукта предприятия за три последних года. Если предположить, что АвтоВАЗ за год реализует продукции примерно на 5 млрд. долларов, то стоимость завода составляет максимум 15 млрд. долларов. Что очень приблизительно равно наворованному с предприятия за последние 10-12 лет. Таким образом, за истекшие 10 лет можно было построить ещё один АвтоВАЗ.


Alex *
сообщение оставлено 08.02.2006 в 9:22
 

Все будет как в том анекдоте:
"Хотели как лучше, получилось как всегда" ...


* Руслан
сообщение оставлено 20.02.2006 в 9:21
 

Если говорить об избалованности дальневосточного населения японским автопромом, то я, как житель приморского края, заметил одну интересную вещь. Так как цены на б.у. автомобиле выросли достаточно сильно, народ не переползает на российское авто, народ просто приобретает авто в дешевой комплектации, т.е. ни тебе электро-стеклоподъемников, ни тебе навороченной магнитоллы, ни тебе вилюрововых мягких кресел и обшивки. А происходит это потому, что народу нужен такой автомобиль, который не начнет сыпаться через 10тыс. пробега, и ТОЙОТА-вское качество на то покозатель, ведь приобритаемые японские автомобили зачастую имеют за 100тыс. пробег, а залазить в него приходится только тогда, когда он по нашим ухабам отбегает не меньше 50-70тыс., да ещё и рынок запастей налажен уже покруче российского! И замечу цены на запчасти вполне доступны, а при заказе прямо из японии - никакого дифецмта, есть всё!


Евстешин Михаил
сообщение оставлено 06.03.2006 в 15:52
 

Михаил.
Мутные отношения собственности на "АвтоВАЗ"- залог провала всей операции спасения. вытанцовывать надо "от этой печки", а уж потом -миссия, стратегия, реструктуризация управления, планы и далее по всем пунктам...


Канаткин Вячеслав
сообщение оставлено 05.06.2006 в 14:51
 

А стоит ли его поднимать.....!?


Гала Александр
сообщение оставлено 13.01.2007 в 13:57
 

Прошёл год, а "ВАЗ" и ныне там Же. В смысле в Ж. По крайней мере в Тольятти думают так.


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 19.09.2007 в 14:36
 

Мое мнение. что "АВТОВАЗ" может переходить на комплектующие для оставшихся российских авто. Причины этого новая модельная "линейка" "Калина", "Приора" :) и их цены в сравнении с иномарками (Дэу, Шевроле, Киа), а Артюков уже губернатор :) вот и весь колабс и прогнозы менеджмента АВТОВАЗА.


Тищенко Дмитрий
сообщение оставлено 10.01.2008 в 13:32
 

Нихрена у них не получится. Опять поговорят и точка. Сначала всех руководителей и собственников к стене поставить, а потом уже инвестиции привлекать!


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 07.03.2008 в 6:56
 

Прошло 2 года с опубликования статьи, а прорывных решений не видно, за исключением продажи 25% Рено


Петров Евгений
сообщение оставлено 14.03.2008 в 1:04
 

Вот и...

Все сбежали от ответственности, иные - так сразу в губернаторы. АВТОВАЗ просто отдали Рено - на авось: может французы вытянут.

И что интересно, сколько "слили" денег якобы под модернизацию производства, а виноватых, как всегда, не ищут. Вроде как и нет их... :)


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 14.03.2008 в 14:11
 

Рено нет ни каких резонов вытягивать АВТОВАЗ владея им 25% акций, это долей можно неплохо воткнуть палку в колесо и тянуть одеяло в свою сторону с соответствующими технологиями...


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 27.01.2009 в 7:39
 

Посвещено истечению трех лет. Хорошая статья, позволяющая с прошедшими годами проанализировать, что давать обещания в России умеют и за это ничего небудет (время все стерпит и скроет, и люди в том числе), АВтоВаз честно говоря капля в море по сравнению с обещаниями чиновников и т.д.


RKR RKR
сообщение оставлено 03.08.2009 в 23:06
 

Как говориться: П...ть, не мешки ворочать! Главное, красиво сказать(лапши на вещать) а остальное не важно! Как говориться: За базар надо отвечать! Пока за базар и не действия, привлекать к ответственности не будут, ни чего не измениться!


Матвей Матвей
сообщение оставлено 06.11.2009 в 9:37
 

Что сейчас? Сокрашение 6-ти тыс. человек, планируеться еще 21 тыс. Снятие с разработки новой перспективной модели проект С и работа день через три на конвеере.


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 18.04.2011 в 19:46
 

Прошло 5 лет, Артяков красава. Классный отчет еще есть такой "Путин 10 лет итоги"


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 18.04.2011 в 19:46
 

Прошло 5 лет, Артяков красава. Классный отчет еще есть такой "Путин 10 лет итоги"


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на почтовую рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск


 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2021 Портал машиностроения