А. Цветков (АСКОН): основные задачи машиностроительного производства в нашей системе уже охвачены

Представляем вторую часть интервью со специалистами компании АСКОН о системе управления производством, коммерческий выпуск которой состоялся в конце сентября (первая часть - интервью с Д. Осначом>>). Александр Цветков, руководитель проектов внедрения системы ГОЛЬФСТРИМ, ответил на вопросы Портала машиностроения о команде внедрения, времени развертывания системы, возникающих сложностях и первых результатах.

- Расскажите, пожалуйста, с чего начинается проект, кто входит в его команду, как распределяются роли?


- Все происходит по классической схеме, как при внедрении любой информационной системы. В начале составляется и подписывается устав проекта, в котором и определяется состав команды. Создается Управляющий совет проекта, его обычно возглавляет генеральный директор или его заместитель по производству — это "верхний" орган управления. Назначаются кураторы проекта со стороны предприятия-заказчика и с нашей — как исполнителя. Формируются рабочие группы. На предприятии, такой группой может руководить начальник АСУ. В рабочую группу от АСКОН входят руководитель проекта, несколько аналитиков, программисты, инженеры по внедрению и преподаватели. Все эти моменты должны быть задокументированы в виде приказов о создании рабочих групп еще до начала работ.

- У системы есть ряд функциональных блоков – можно ли их внедрять по отдельности?

- Есть три обязательных функциональных блока с определенной последовательностью внедрения: управление заказами, производственный учет, производственное планирование.

"Аппетит приходит во время еды": заказчик в начале проекта говорит, что кроме минимального набора больше ничего не нужно, а потом все равно появляются пожелания и новые задачи. В процессе совместной работы и знакомства с системой приходит понимание, и первоначально заявленные планы часто меняются.

- Какое оборудование требуется для работы системы в цехе?

- Минимальные требование – это комплектование рабочего места мастера. Один или два компьютера, соединенные в общую сеть для подключения к общей базе ЛОЦМАН:PLM и ГОЛЬФСТРИМ. Могут быть и разные фантастические варианты — вплоть до того, чтобы к каждой детали была привязана бирка со штрих-кодом, а рабочий после выполнения операции заносил бы задание в систему учета, сканируя этот код.

- Это реально?


- Реально, но требует огромной организационной подготовки, в первую очередь, и финансовых вложений. На одном из предприятий Белгородской области нам высказали такое пожелание. Директор и начальник производства увидели подобную систему со штрих-кодированием в Чехии и "загорелись". Нет проблем: технически мы готовы организовать. На нас, как на поставщика, в этом случае придется только 20% усилий, а остальные 80% будут на стороне предприятия.

- Были ли какие-то ожидания, проблемы и нюансы при внедрении пилотных проектов?


- До момента официального выпуска — 26 сентября 2012 года — система ГОЛЬФСТРИМ находилась в статусе "пилота". На предприятиях, где шли первые проекты, мы отрабатывали функциональность и разрабатывали возможности системы с нуля под требования заказчика. Ожидания были связаны с правильностью разработанной функциональности — верный ли расчет мы сделали. По результатам первых проектов методика, изначально заложенная в систему нашими аналитиками, претерпела ряд изменений, чтобы соответствовать реалиям производства.

По мере увеличения числа проектов появляются новые требования и горизонты для развития системы. Так, на одном из предприятий существует собственное литейное производство, естественно, возникла необходимость учесть в ГОЛЬФСТРИМ его специфику.

- Каков процент доработок под конкретное предприятие?

- Кастомизация системы присутствует в каждом проекте, ее объем зависит от зрелости программного продукта: чем он более зрелый, тем меньше доработок требуется. Наши аналитики оценивают, насколько пожелания, высказанные конкретным заказчиком, будут востребованы другими предприятиями. Если это исключительно частная потребность, то разработка осуществляется в рамках проекта силами рабочей группы. Универсальные пожелания, интересные разным заказчикам, включаются в план разработки ПО следующей версии.

Сейчас мы выпустили коммерческую версию системы, и процент доработки под конкретное предприятие составляет не более 10% от всей функциональности, так как основные задачи машиностроительного производства уже охвачены. В этом и заключается особенность системы.

- Когда предприятие может увидеть первый результат от использования системы?


- Сразу же после внедрения самого первого блока – Управление заказами.

- Сколько оно занимает?

- Предварительный аналитический этап, в ходе которого осуществляется обследование и разработка технического задания, длится 3-4 месяца. Внедрение непосредственно блока Управление заказами, в зависимости от наличия или отсутствия доработок, занимает от 2 до 4 месяцев.

- То есть уже через полгода могут быть получены первые результаты?

- Да. Если предприятие небольшое, то аналитический этап может быть сжат до 2-х месяцев. Но в целом, можно говорить о сроке в 6–9 месяцев, в зависимости от размера предприятия и объема кастомизации. Имея весь объем заказов, введенный в ГОЛЬФСТРИМ, уже можно увидеть план продаж, допустим, на год, общий основной производственный план, в котором указано конкретное изделие с конкретной стоимостью и сроками выпуска. И здесь же можно по-крупному оценить загрузку производства: что и в какой месяц будет выпускаться. Для более детального планирования нужно пройти еще два этапа: Планирование производства и Производственный учет.

- И все эти этапы вместе занимают полтора года?

Да, производственный учет – 3-4 месяца, иногда до 6. Планирование – 2-4 месяца.

- Вы можете подробнее рассказать о первых результатах?


- Самый первый результат после внедрения блока Управление заказами – это видение общей картины в целом по предприятию по всем заказам и по всей производственной программе. Фактически это получение плана продаж. Его обычно формируют в таблицах, собирают, добавляют. Кто-то добавил, кто-то забыл, а в ГОЛЬФСТРИМ все данные находятся в одной базе, и все сотрудники, задействованные в процессе исполнения заказов, могут увидеть плановую стоимость изготовления изделия.

Приведу пример из практики. Предприятие получает заявку на изготовление некоторой продукции, проводит расчет стоимости. А заказчик, получив данные, пропадает на год, но потом возвращается и говорит: "Мы нашли деньги, можно приступать к выполнению". Если предприятие хранит всю рассчитанную год назад информацию, оно легко "поднимает" ее из базы и смотрит: да, мы все это уже считали и обрабатывали. От общего объема заявок около 10% переходит в производственные заказы, около 20% ― это возврат через 6-12 месяцев. Таким образом уже при внедрении блока Управление заказами предприятие получит эффект, избежав повторных расчетов.

- Спасибо за подробные ответы на вопросы!


Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)

Источник информации
Компании
Опубликовано 11.10.2012

Справка о компаниях

АСКОН

АСКОН — разработчик инженерного программного обеспечения и интегратор в сфере автоматизации проектной и производственной деятельности.