"Сделано в России!"

Анатолий Антипов


Сергей ЧемезовПять лет назад, 4 ноября 2000 года, Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 1834 о создании федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Рособоронэкспорт". Этот небольшой с исторической точки зрения период времени стал самым продуктивным в сфере экспорта вооружения и военной техники. О сегодняшнем и завтрашнем дне государственного посредника в области экспорта (импорта) продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения рассказывает генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов.

- Сергей Викторович, давайте сделаем небольшой исторический экскурс в начало нового столетия. Чем было вызвано создание вашего предприятия?

- На мировом рынке вооружений на стыке двух столетий крайне обострилась конкурентная борьба. Для того чтобы соперничать с ведущими мировыми компаниями, нужно было сконцентрировать усилия, объединив под единым началом все ресурсы, средства и профессиональные кадры. Сделать это при наличии трех государственных посредников, каждый из которых боролся за собственное выживание, было невозможно. В результате снижались объемы экспорта российского вооружения и военной техники (ВВТ). Произошло сужение географии и номенклатуры поставок. Это крайне обострило и без того сложное положение российского ОПК, находящегося на грани выживания.

Поэтому и был сделан однозначный вывод, что без кардинального реформирования системы военно-технического сотрудничества отечественную "оборонку" ждет необратимая деградация, а наши позиции на мировом рынке вооружений будет практически невозможно восстановить.

Учитывая все это, Президент Российской Федерации В.В. Путин в конце 2000 года своими указами реорганизовал систему ВТС с целью усиления роли государства при одновременном повышении оперативности и гибкости в деятельности российских спецэкспортеров на мировом рынке. Среди них, в частности, и Указ № 1834 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт".

Истекшие годы подтвердили правильность проведенной реформы. Достаточно сказать, что общий объем экспортных поставок отечественной продукции военного назначения (ПВН) за эти годы возрос в два раза. Россия восстановила свои лидирующие позиции на мировом рынке вооружений. Словом, существующая сегодня система ВТС России и деятельность государственного посредника достаточно эффективны.

- Тем не менее не далее как полтора месяца назад потребовалось принятие нового президентского Указа в этой области № 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами"...

- Новый документ надо рассматривать в контексте совершенствования деятельности всей исполнительной власти в стране, в том числе и системы ВТС. Учтен пятилетний опыт работы, предусмотрены конкретные меры по устранению "узких мест", связанных с поставками продукции военного назначения. Речь идет в первую очередь о факторах, снижающих оперативность, мешающих гибкой работы, об устранении избыточных ступеней согласования при принятии решений по экспортным поставкам. Данный указ усиливает координирующую и контрольную функции государства в деятельности субъектов ВТС.

И еще. Нововведения призваны повысить привлекательность для зарубежных партнеров российских вооружений и авторитет отечественных спецэкспортеров.

- 5-миллиардный рубеж – безусловно, прорывной в деятельности "Рособоронэкспорта". Как он дался, если учесть, что работать вам приходится в условиях ужесточения конкуренции на мировом рынке оружия?

- В основе успехов России на международном рынке вооружений - огромный ресурс, заложенный в президентской вертикали управления системой ВТС. Мы благодарны за поддержку и многогранную помощь со стороны Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, других служб и ведомств.

В определенной степени нам помогла и конъюнктура рынка. На рубеже веков крупнейшие программы перевооружения начали Индия и Китай. Но среди наших партнеров еще почти 60 стран. За них тоже надо было бороться.

Мы воспользовались мировой тенденцией перехода многих стран мира к диверсификации источников закупок оружия. Но ведь надо было убедить заказчика, предложить ему более выгодные, нежели у конкурентов, условия. Наконец, не надо забывать, что торговля оружием - это не только бизнес, но и внешняя политика государства. Поэтому необходимо было решить целый комплекс проблем, включая переход к современным методам маркетинга, внедрение гибких форм расчетов с инозаказчиками, диверсификацию работы по географии, номенклатуре.

И конечно же, в основе успехов - напряженная работа сотрудников компании. У нас сложился высокопрофессиональный коллектив единомышленников, работающий с полной самоотдачей, ставящий перед собой высокие цели. Кроме того, наша компания достаточно молодая, а молодежи свойственны задор и энергия. Это помогает нам завоевывать рынки.

- На долю ФГУП "Рособоронэкспорт" как государственного посредника приходится порядка 90 процентов объема экспорта российского ВВТ. Явление в своем роде уникальное. Чем это объясняется?

- В первую очередь уникальностью предприятия как хозяйствующего субъекта. Наша компания, с одной стороны, полностью подконтрольна государству, а с другой - имеет определенную экономическую независимость и самостоятельность, что подразумевает ответственность по своим обязательствам перед инозаказчиками и предприятиями промышленности.

"Рособоронэкспорт" уникален и по своему потенциалу. Мы можем не только поставлять отдельные образцы ВВТ, но и формировать в интересах заказчика масштабные и комплексные оборонно-технические решения. Так, за последние 2-3 года в "портфеле заказов" вдвое вырос удельный вес комплексных заявок на реализацию системных проектов.

Не подменяя федеральные органы исполнительной власти, "Рособоронэкспорт" фактически является инфраструктурой для всей системы ВТС, решает сугубо специфические государственные задачи. К ним относятся создание условий для эффективной реализации внешнеполитических, в том числе и геополитических, интересов России при осуществлении ВТС, обеспечение поддержки отечественного ОПК, завоевание новых рынков вооружений.

- Как вы оцениваете перспективы диверсификации поставок по регионам? Возможно ли расширение географии поставок в странах Ближнего Востока?

- Вся наша маркетинговая политика нацелена на расширение географии сотрудничества.

Продолжается успешное освоение динамично развивающегося рынка Латинской Америки. Подписан ряд контрактов с Колумбией, Мексикой, Перу, Бразилией, Кубой. Настоящим прорывом стали контракты на поставку боевых и военно-транспортных вертолетов, автоматов Калашникова четвертого поколения в Венесуэлу. Большую роль для закрепления России в этом регионе сыграли также контракты предприятия на поставку автомобильной техники различного назначения в Уругвай. Созданы предпосылки для выхода на рынки ВВТ Чили и Эквадора.

И в других регионах мы укрепляем позиции. Наметились реальные перспективы увеличения объемов торговли вооружением с целым рядом стран, в том числе с Алжиром, Вьетнамом, Ираном, Ливией, Малайзией, Индонезией, Марокко, Таиландом.

Что касается стран Ближнего Востока, то этот рынок для нас не нов и вполне освоен. Здесь в ряде стран начался цикл перевооружения и предполагаются серьезные программы закупок. Мы, конечно же, все это отслеживаем и, поверьте, не ощущаем себя статистами.

- Вас как руководителя единого госпосредника в области ВТС не беспокоит тот факт, что в экспорте продукции военного назначения преобладает авиационная составляющая?

- Авиация долгое время составляла 60-70 процентов наших поставок. Эта продукция по-прежнему пользуется спросом. Но рынок предъявляет к нам свои требования, и в структуре поставок происходят изменения. В текущем году баланс впервые сместился в сторону морской компоненты. В 2005 году в общем объеме продаж по линии ФГУП "Рособоронэкспорт" доля авиации составит 30-32 процента, а кораблестроения - 56 процентов. Но в целом мы стремимся расширить экспортный спектр продукции и услуг военного назначения. Не исключается рост экспорта сухопутных вооружений и специальной техники.

- Традиционно на заседаниях комиссии по ВТС при Президенте РФ ставится вопрос о качестве и своевременности сервисного обслуживания. Есть ли сдвиги в лучшую сторону?

- Как бы ни складывалась структура экспортных поставок, необходима более высокая организация послепродажного обслуживания поставляемой ПВН, ремонта техники, особенно по срочным заявкам. К тому же этот сегмент рынка весьма привлекателен и перспективен с финансовой точки зрения. Его освоение приведет к укреплению позиций России на международном рынке вооружений.

Мы оказываем профессиональную помощь предприятиям ОПК, получившим право на самостоятельную работу по запасным частям и ЗИПам. Оказываем им в этом профессиональную помощь. Но и сами стремимся совершенствовать сервисные программы. Недавно в структуре компании создано специальное структурное подразделение послепродажного обслуживания и поставок ЗИП к вооружению и военной технике. С нашим участием созданы сервисные структуры в Индии, Малайзии, Мексике, Белоруссии. Например, на авиабазе военно-морских сил Мексики в штате Веракрус развернут Центр технического обслуживания и ремонта вертолетов. Надеемся придать этому центру региональный характер.

По заказу наших партнеров на их территории могут быть созданы сервисно-технические центры по обслуживанию агрегатов, например бортовых радаров для самолетов Су-30МК в Индии и Малайзии. Или учебные центры, как, например, в Индии, который создается совместным российско-индийским предприятием "Рособоронсервис" для обучения технического персонала из состава флота проведению техобслуживания и регламентных работ по системам и комплексам, установленным на кораблях проекта 11356.

Создаем базы данных. Так, с целью информационной поддержки жизненного цикла поставляемой за рубеж продукции "Рособоронэкспорт" совместно с ФГУП "Адмиралтейские верфи" за два года работы создал единую базу данных запасных частей, механизмов, оборудования, материалов и систем для подводных лодок проектов 877ЭКМ и 636, поставляемых на экспорт. Это позволит обеспечить значительное сокращение периода обработки заявок, качественно улучшить оформление коммерческих предложений, создать предпосылки формирования системных каталогов запасных частей. Такую же работу мы проводим и по другим образцам вооружения и военной техники.

- "Рособоронэкспорт" является поставщиком ООН. Есть ли уже конкретные результаты этого сотрудничества?

- В следующем году исполнится десять лет получения российским госпосредником статуса официального поставщика этой главной международной организации. ООН ежегодно производит закупки имущества на сумму около 1 млрд. долларов США. Причем доля вооружения в них невелика. В основном это обмундирование, одежда, теплые вещи, автомобильная техника. Помимо всего этого мы также готовы поставлять средства космического зондирования Земли, мобильные средства спутниковой связи, бронетехнику, другое специмущество. Заказывающие структуры ООН проводят с поставщиками тендеры. Условия, как правило, жесткие. Работать непросто, но достижения есть.

По линии ООН удалось реализовать ряд контрактов на поставку оружия и специальной техники. Например, в Бангладеш была поставлена большая партия бронетранспортеров. А закупленные Уругваем армейские грузовики-вездеходы типа "Урал" отлично зарекомендовали себя не только в разнообразных дорожных условиях этой южноамериканской страны, но и в условиях бездорожья Демократической Республики Конго. Там их успешно эксплуатирует уругвайский миротворческий контингент ООН.

Мы предлагаем ООН использовать в мирных целях российские космические системы военного назначения. На одной из презентаций было продемонстрировано, как с помощью военных спутников дистанционного зондирования Земли можно с успехом определять места незаконных посевов наркосодержащих растений.

Хотели бы расширить наши контакты с контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН. Здесь приличное поле деятельности по оснащению многонациональных контртеррористических формирований и отработке вариантов совместимости систем разведки, управления и связи, средств материально-технического обеспечения, разработке унифицированных оценок боеготовности и боеспособности войск и сил разных стран.

- Время показывает: будущее за крупными динамично развивающимися структурами. Набирает силу процесс создания интегрированных холдингов в российском ОПК. Каким вы видите будущее ФГУП "Рособоронэкспорт"?

- По характеру и содержанию деятельности "Рособоронэкспорт" уже вышел за рамки статуса ФГУПа и обладает фактически всеми качествами экспортной военно-промышленной корпорации. "Рособоронэкспорт" ведет активную работу непосредственно с предприятиями ОПК, участвует в управлении ведущими предприятиями - производителями вооружений через своих представителей в советах директоров, вместе с ними формирует экспортный облик их продукции. При этом нам не нужен контроль над капиталом предприятий, мы заинтересованы прежде всего в формировании гибкой и эффективной структуры отечественного ОПК, способного разрабатывать и производить конкурентоспособные образцы вооружения. По инициативе "Рособоронэкспорта" создан ряд профильных организаций, в том числе интегрированная структура - оборонно-промышленная корпорация "Оборонпром", которая является управляющей компанией вертолетостроительного холдинга.

Поэтому сегодня назрела необходимость адаптации организационной формы предприятия к современным реалиям. Сейчас прорабатывается вопрос о создании государственной корпорации, наделенной законом функциями интегрированного хозяйствующего субъекта ВТС и правами госзаказчика на определенные виды экспортной продукции военного назначения. Уверен, что в новом качестве "Рособоронэкспорт" сумеет повысить эффективность системы военно-технического сотрудничества России и принести еще большую пользу стране.

Справка

ФГУП "Рособоронэкспорт" ежегодно заключает контракты на сумму 4-5 млрд. долл. США. Среди партнеров - военные и ведущие военно-промышленные структуры более 60 стран мира, авторитетные международные организации, включая ООН. Компания имеет разветвленную сеть представительств - в 43 зарубежных странах и 25 субъектах Российской Федерации.

В результате проведенных ФГУП "Рособоронэкспорт" целевых маркетинговых мероприятий сформирован экспортный "портфель заказов" на сумму около 12 млрд. долларов США, который сегодня гарантирует российскому оборонно-промышленному комплексу загрузку производственных мощностей как минимум до 2008 года. Под поручительства и гарантии "Рособоронэкспорта" российские предприятия в среднем в год оформляют кредитов на 3-4 млрд. рублей.

Источник информации
Теги
Опубликовано 03.11.2005