Лоран Вальрофф: первый критерий успеха внедрения PLM-решений на предприятии – понимание и поддержка со стороны его руководства

Лоран Вальрофф, Dassault SystèmesЛоран Вальрофф родился во Франции. Окончил Лионскую школу менеджмента (Lyon School of Management), а также Финансовую академию в Москве.

Свою карьеру Лоран начал в 1998 году на должности младшего аналитика сначала в московском, а затем в парижском офисе консалтинговой компании Accenture. Работая консультантом, специализировался на управлении каналами поставок (SCM) и внедрении систем планирования ресурсов предприятия (ERP).

Получив первоначальный опыт в России в таких отраслях как фармацевтическая промышленность и производство товаров массового потребления, в 2000 году г-н Вальрофф перешел в телекоммуникационный сектор, где по заданию компании French Telco оказывал консультационные услуги в различных странах Европы.

В 2005 году Лоран Вальрофф перешел во вновь созданное представительство компании Dassault Systèmes в России и странах СНГ, где в настоящее время занимает пост директора.


О том, что помогает и что мешает внедрению PLM-решений на предприятиях машиностроительной отрасли, возможном решении проблемы с кадрами и о сотрудничестве с ВУЗами Лоран Вальрофф рассказал в интервью Порталу машиностроения.

- Определений PLM очень много, какое вам ближе всего?

- Мы продвигаем и позиционируем PLM (Product Lifecycle Management – Управление Жизненным Циклом Изделия) как подход и решения к автоматизации бизнес-процессов предприятия и не только машиностроительного. С технической точки зрения — это единая инфраструктура, единая база данных для управления всеми техническими и нетехническими данными проектов предприятия: инженерными, неструктурированными данными, то есть всем тем, что производит предприятие — будь то техническое изделие, сервис или сложный инженерный объект.

Почему мы позиционируем PLM именно так: на предприятии есть два типа систем, PLM имеет отношение к тому, как компания обеспечивает свой доход, в то время как ERP-системы имеют отношение к затратам — и обе системы нужны и должны быть на предприятии.

Поэтому мы говорим о том, что с помощью PLM вы улучшаете, автоматизируете и более эффективно управляете всей информацией, имеющей отношение к доходу предприятия. Конечно, в итоге PLM представляет собой программное решение, которое всегда внедряется в контексте перевооружения, реинжиниринга предприятия. Вы не можете внедрять PLM и автоматизировать неэффективные процессы. Внедрение PLM всегда осуществляется вместе с осознанием того, как компания автоматизирует и управляет процессами в системе. Перевооружение, изменение процессов и внедрение самого программного решения идут всегда вместе, что позволяет достичь максимального эффекта. Если вы устанавливаете только технологию, только программный пакет без реинжиниринга процессов, без пересмотра того, как предприятие управляет информацией, то вы не можете достичь возврата на инвестиции. Это достаточно серьезные вложения, поэтому необходим комплексный подход.

- Бывает ли так, что ваше видение не совпадает с видением заказчика? Что вы делаете в таком случае?


- Да, бывает. В этом случае каждый сначала высказывает свою точку зрения. Мы говорим, исходя из собственного опыта, как мы собираемся это делать, какая методика на наш взгляд лучше, и мы всегда спрашиваем руководство предприятия: а какие для вас приоритетные области для увеличения эффективности предприятия, где вы хотите получить выгоду, в какой сфере? В проектировании, в управлении данными, в организации производства, в организации взаимодействия с поставщиками, достичь прозрачности и управляемости проектов — что вы хотите улучшать? На основе этого мы создаем некий перечень приоритетных направлений: как поэтапно мы сможем потом внедрить PLM. Начинать возможно с разных сторон. Для нас важно понимать, от чего руководство предприятия ожидает получить быстрый эффект, чтобы оправдать затраты на внедрение.

Некоторые предприятия хотят, чтобы мы упорядочили и автоматизировали проектирование — потому что знают, что оно слишком затратное и необходимо улучшить его качество. На других предприятиях говорят: с проектированием у нас все хорошо, но хотелось бы автоматизировать информационные потоки и систему управления производством. В ряде случаев есть необходимость в системе, которая позволяет контролировать и управлять циклом разработки, при этом сама разработка уже на должном уровне. На других предприятиях среди приоритетов система, которая позволит объединить и управлять информацией по взаимодействию с партнерами и поставщиками. Внедрение мы можем начинать с разных сторон, и поэтому подобный диалог всегда идет.

- Что хотят внедрять чаще всего на предприятиях машиностроительной отрасли?

- Чаще всего машиностроительные предприятия хотят внедрения многомерного проектирования, выхода из бумажной технологии на цифровую, и дальше то, что мы называем цифроопределение изделия — максимально оцифровать и моделировать информацию о своем изделии, испытать его и просчитать максимально эффективную технологию. Очень важная вещь — это автоматизация выпуска бумажной документации: чертежей, спецификаций и т.д., потому что наше дело использовать цифровую информацию как авторитетную, легитимную для производства. Но на российских предприятиях пока бумага представляет собой самое главное, ведь чертеж с подписью и печатью — это то, что сдается. Поэтому здесь мы должны найти некий компромисс — да мы переходим на многомерное проектирование и цифровой макет, но, не забывая о необходимости автоматизировать и обеспечить возможность выпуска бумажной документации для сдачи проекта. КБ сдает на завод комплект бумажной документации.

Однако здесь есть хорошая тенденция: российские предприятия все больше рассматривают и изучают, как можно оцифровать передачу сдаваемой информации на завод, уходя от бумажной технологии там, где это возможно, начаты ряд подобных проектов. Все понимают, почему это выгодно: сокращение цикла и больший контроль взаимоотношений между КБ и заводом. Объединение в одно пространство конструкторов, технологов и завод позволяет не терять информацию и имеет много преимуществ и плюсов. Но пока юридически и финансово взаимоотношения между КБ и заводом оперируются еще на бумаге. Есть юридический аспект: как заменить бумагу? Ведь бумажные чертежи можно потрогать, посмотреть, передавать и т.п., а цифровая модель — это нематериальная информация.

- Записать на CD?

- Да, есть такой "трюк": давайте запишем на CD, чтобы было то, что передавать. Но надо понимать, что это именно трюк, не полная автоматизация сквозного проектирования.

- Что помогает, а что мешает внедрению PLM на предприятиях?

- Люди и выделение финансирования именно на работу. Понятно, что лицензию надо покупать и все с этим согласились и на это пошли. Но есть и еще момент: при финансировании надо учитывать, бюджетировать работы именно по внедрению. Только недавно на предприятиях стали понимать, что надо выделять средства и платить за работу по внедрению. Потому что купить просто лицензию на программно-софтверный продукт и все самим делать не получится. И больших результатов не будет, ведь самостоятельно всем заниматься практически невозможно. Или надо иметь большую бригаду по внедрению перспективных технологий у себя, которая имеет опыт и знает, как это должно быть, либо надо нанимать сервисные компании для такой работы. Когда подсчитывается общая стоимость проекта — необходимо учитывать этот момент. То, что и необходимо, и помогает — это поддержка и внимание руководства на все подобные проекты. Когда первое лицо компании, предприятия знает, что есть такой проект, знает о том, что предприятие от этого получит, знает, что это будет требовать определенных организационных изменений на предприятии, переопределения функций, процессов, процедур, регламента. Когда вы автоматизируете и устанавливаете эти системы, и есть подобное осознание и поддержка — это первый критерий успеха проекта. Если у вас этого фактора нет, вы будете бороться постоянно с людьми, которые будут вам объяснять, что это нельзя, это невозможно, это бесполезно. Без руководства ничего не произойдет.

- На Форуме был представлен доклад ВСМПО-АВИСМА, в котором прозвучала фраза о том, что внедрить PLM на предприятии получилось лишь с третьего раза. Вы бы могли прокомментировать?

- Сложно комментировать. Они знали, что хотели, и, даже несмотря на то, что получилось не с первого раза, проект не был заброшен. И за это я им очень благодарен. Мы должны улучшать поддержку наших заказчиков для успешного внедрения решений с первого раза. Наши заказчики всегда могут обратиться к нам. Есть примеры предприятий, которые взяли на себя всю работу по внедрению, и с первого раза у них не получилось. Это также значит, что наши партнеры со временем увеличивают уровень своей компетенции и становятся специалистами по внедрению. Ведь внедрение — это не обучение, и этот процесс требует соответствующего внимания к срокам. Много времени затрачивается на перевооружение и переопределение процессов. Для нас ВСМПО-АВИСМА — это лояльный и ответственный заказчик. На этом предприятии понимают, почему важно и полезно использование PLM с учетом работы на международном рынке с ведущими мировыми компаниями-заказчиками.

- В августе было объявлено о стратегическом партнерстве с МАИ, планируется ли подобное партнерство с другими ВУЗами?

- У нас есть подобное партнерство с МГТУ им. Баумана. Есть партнерские отношения с Томским политехническим университетом и большая делегация присутствует на Форуме. Мы вместе запустили поставку учебных лицензий в университете, и в ближайшее время будет обсуждаться дальнейшее продвижение. В последние годы МАИ является более активным ВУЗом, и мы поддерживаем все подобные проекты, В МАИ долго видели PLM как автоматизацию многомерного моделирования, не более того. Но PLM, как мы знаем, представляет собой нечто большее. После перехода на новую концепцию с прошлого года идет активное осваивание PLM в МАИ.

- То есть в принципе любой ВУЗ может к Вам обратиться?


- Я сказал бы, что это необходимо по простой причине: российский инженер должен работать в 21 веке на инструментарии 21 века. Мы предоставляем самую современную технологию, в т.ч. по проектированию, редактированию, созданию изделия. На мой взгляд любой будущий инженер должен изучать эти технологии, чтобы, приходя на предприятие, он мог работать с подобными решениями. Поэтому логично, что на этапе подготовки и в учебном плане технические вузы все имеют курсы либо по PLM, либо по САПР. У нас существуют специальные программы в Dassault Systèmes по поддержке и продвижению решений в академических организациях на очень выгодных условиях.

- Есть проблема в том, что техническая база ВУЗов не позволяет в должной степени осуществить подготовку будущих специалистов.

- В этой ситуации есть два подхода. Очень многие ВУЗы пытаются или уже имеют у себя PLM классы, курсы и развивают их, понимая, что есть определенные ожидания со стороны предприятия. Есть случаи, когда предприятия финансировали дополнительные курсы в вузах для обучения будущих инженеров новым технологиям. Я знаю определенные предприятия, осуществляющие подобную практику. И это абсолютно нормально. И в Европе, и в Америке многие компании поступают подобным образом, чтобы быть уверенными, что выпускники, которых они впоследствии будут набирать, получили соответствующее предварительное обучение и знают, как работать в этих программных пакетах. Подобная тенденция есть и в России. Такое решение могут себе позволить крупные предприятия.

- К вам обращаются предприятия с подобными инициативами?

- Да, бывает по-разному: либо напрямую, либо в трехстороннем режиме ведется обсуждение — возможны разные форматы сотрудничества. Есть примеры в Москве и в Самарской области на АВТОВАЗе. Везде на предприятиях, где есть понимание и забота о том, как развивать инженерный персонал, необходимо заключать соглашения с локальными ВУЗами. Подобные взаимоотношения между ВУЗами и предприятиями начались еще в 20 веке и сейчас пора эти отношения вновь развивать и укреплять. Вы лучше меня знаете, что одна из самых главных проблем на заводах — это кадровый дефицит; не отсутствие PLM, финансирования, не рыночные перспективы, а именно кадры. Поэтому развивать новое поколение инженеров, конструкторов, технологов, т.е. класс технических специалистов, необходимо во время учебы.

- Но тут встает и вторая проблема — как удержать таких специалистов.


- Да, согласен. В связи с тем, что было в 90-х гг., когда все опытные специалисты ушли с промышленных предприятий существует разрыв в поколениях. Но эта проблема остро стоит не только в России, но и в Европе. Машиностроительные заводы и предприятия должны снова разработать планы, как стать привлекательными компаниями для выпускников. На сегодняшний день инженеры, технические специалисты — они не на заводы идут, а в банки и сервис. В Европе, в частности во Франции и Германии, примерно 50% выпускников технических вузов не доходят до промышленности, Больше 50% выпускников уходят в другие сектора экономики, особенно в сервисные организации. Промышленность, как сектор экономики, должна стать более привлекательной. Когда вы предоставляете своим специалистам современные технологии для работы, когда они знают, что будут работать в эффективной среде, с помощью соответствующего программного решения — это уже интересно. Инженеры знают, что не будут работать на бумаге, когда они видят современную инфраструктуру — я полагаю, что это способствует привлекательности предприятия в глазах сотрудников.

- Есть ли какая-то специфика, связанная именно с российскими предприятиями?

- Здесь, в России, несмотря на то, что мы ратуем за PLM и понимание необходимости и важности подобного подхода, все равно очень часто смотрят на PLM технологии как один из элементов IT. В Европе, когда я общаюсь с коллегами, мы говорим о том, что даже средние и малые европейские предприятия не рассматривают PLM как часть IT. Для них PLM — это технология, необходимая просто для выживания, потому что это единственный способ увеличить эффективность конструкторской, технической работы; единственный способ, чтобы управлять и сокращать цикл разработки и производства изделия. Для европейских заводов предельно важно остаться конкурентоспособными и поддерживать высокий уровень качества. Такое понимание в России есть, но оно еще не полностью освоено и распространено на всех российских предприятиях и заводах. Концепция PLM развивается последние 10-15 лет. Предприятия в Европе и Америке стали осваивать PLM достаточно давно, начиная с моделирования, документирования, цифрового определения изделий, автоматизации процесса производства с помощью цифровой инфраструктуры и т.д. Сейчас Россия догоняет другие страны хорошо.

- Есть у нас шанс "догнать и перегнать"?

- Да, я знаю российские предприятия, которые "перегнали", есть очень конкурентоспособные компании в России с точки зрения международных стандартов и рынка. ТЯЖМАШ, например, который полностью внедрил PLM технологии несколько лет тому назад и в КБ, и на заводе. Есть и другие компании: ОКБ "Сухого", где сделали первый цифровой гражданский самолет и ряд предприятий, которые успешно себя позиционируют. Я не говорю, что PLM — единственный фактор их успеха, но тяжело быть конкурентоспособным на мировом рынке и выступать на равных с другими иностранными компаниями в этой отрасли, если у вас нет солидной PLM инфраструктуры и концепции.

- Фильм Dassault Systèmes ICE DREAM, показанный в рамках Форума, мог бы быть очень интересным и школьникам, с учетом того, как рано сейчас дети приобщаются к компьютерным технологиям. Есть ли примеры взаимодействия не со студентами, а с более младшим возрастом?


- Здесь мы пока до этого не дошли. Но у Dassault Systèmes в Штатах есть уже инициатива и направление по обеспечению и развитию упрощенных решений на уровне школ. Есть и соответствующие пакеты, и проекты, и предложения для школ. И есть определенные технологии, позволяющие школьникам работать, испытывать, изучать, тренироваться делать некие технические проекты с помощью высокотехнологичных софтов. В других странах также есть такие инициативы. Здесь мы пока работаем с ВУЗами и не начинали работать со школами. Но, по моему мнению, справедливо считать, что раз компьютеризация и новые технологии настолько широко распространены и приобщение к ним идет в раннем возрасте, то в этом направлении надо что-то делать. Пока мы развиваем сотрудничество с только ВУЗами, но если есть какая-то инициативная и "продвинутая" школа, которая хочет у себя организовать такой эксперимент — мы открыты для сотрудничества.

- Лоран, Вы директор представительства Dassault Systèmes в России и странах СНГ. Что Вы можете сказать о странах СНГ?

- Активно мы работаем с Украиной, Белоруссией, Узбекистаном и Казахстаном. На Украине есть серверный проект, в Казахстане мы видим перспективы и по энергетике, и по другим направлениям, например, в космической промышленности. Мы действуем пока не во всех странах и только в начале активной работы в этом направлении. Но то, что мы делаем в России, может масштабироваться в этой зоне. Многое зависит от промышленной политики этих стран. В России есть очень активная государственная политика по модернизации промышленности. И такая общая политика, естественно, нам позволяет хорошо работать. Есть понимание, есть осознание у руководства страны, что это необходимо, есть соответствующее финансирование. Не во всех странах мы видели подобное внимание к этим вопросам, многое зависит от качества промышленной базы, особенно в машиностроении. Здесь и от нас многое зависит — будем лучше и больше работать.

Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)
Компании
Опубликовано 31.10.2011