SAP для отечественного машиностроения: решения, опыт, перспективы

Григорий Соков


Владимир ДмитриевНа вопросы Портала машиностроения отвечает директор промышленного сектора компании SAP Владимир Дмитриев.

– В чем специфика работы компании SAP?

Работа компании как на мировых рынках, так и в России построена по отраслевому принципу. Решения SAP охватывают практически все ключевые сферы российской экономики: от машиностроения, энергетики, нефтегазовой отрасли и ЖКХ, до оптово-розничной торговли, производства товаров широкого и финансового сектора. Это позволяет нам сосредоточить усилия в одном направлении, аккумулировать и изучать требования профильных предприятий. Мы изначально выстраиваем свою работу исходя из требований данной отрасли к нашим решениям. Мы поддерживаем постоянные контакты с коллегами за рубежом, чтобы использовать их опыт, технологии и бизнес-модели при внедрении решений в конкретных отраслях. Это позволяет нам прогнозировать потребности наших клиентов, и в какой-то степени даже формировать их. В качестве примера могу привести создание хранилищ данных. Мы тщательно изучали потребности российских компаний в этой области и одновременно проводили методологическую работу. Решения SAP соответствуют всем требованиям российского бухгалтерского и налогового учета, компания SAP уделяет очень большое внимание защите данных. Это особенно актуально для оборонных предприятий.

Среди клиентов SAP "Пермская приборостроительная компания", часть продукции которой имеет оборонное значение и идет на экспорт, "Уральский электрохимический комбинат", крупнейшее в Европе предприятие по обогащению урана. Также хотелось бы отметить "Чепецкий механический завод", который по некоторым показателям приближается к ведущим европейским промышленным предприятиям. Из 11 тысяч сотрудников завода каждый десятый работает в интегрированной системе SAP. В этом году мы выиграли достаточно "жесткий" тендер крупнейшего в стране оборонного предприятия "Уралвагонзавод". Кроме того, на сегодняшний день закончен первый этап проекта внедрения решения SAP в корпорации "Тактическое ракетное вооружение".

Мы активно и последовательно расширяем сферы влияния, чтобы закрепить этот успех. В структуре SAP есть отдельная команда, специализирующаяся на оборонных предприятиях. Специалисты этого подразделения хорошо знают конъюнктуру и требования рынка, и исходя из этого выстраивают конкретные решения.

– Раз уж речь зашла о ваших заказчиках, расскажите подробней о наиболее крупном клиенте в машиностроении, компании "Силовые машины". Какие решения там внедрялись, и каких результатов вы в итоге добились?

Действительно, в машиностроении компания "Силовые машины" – один из самых крупных клиентов. Решения SAP используются на трех основных предприятиях холдинга: "Ленинградском металлическом заводе", "Заводе турбинных лопаток" и заводе "Электросила". При этом в главном офисе решаются задачи корпоративного и управленческого уровня. На заводах продукты SAP используются в области материально-технического обеспечения, сбыта, бухгалтерского и управленческого учета. Планируется внедрение решения в области управления персоналом. Уверен, наши отношения будут развиваться и дальше.

– А почему все-таки сложилось такое мнение, что решения SAP – это дорого, долго и не всегда понятно?

Да, действительно, бытует такое мнение, но мы можем развеять его. Например, на головном предприятии Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") разработка и передача в опытную эксплуатацию системы SAP заняло 9-10 месяцев. Масштабный проект на "Чепецком механическом заводе", охватывающий материально-техническое обеспечение, сбыт, финансы, планирование и управление производством был реализован в течение года.

Одним из ключевых факторов успеха проекта является внимание и участие руководства предприятия. На "Чепецком механическом заводе" работу курировал заместитель генерального директора, в "Уралэлекторохиме", "Пермской приборостроительной компании" и "ТРВ" – генеральные директора. К сожалению, это происходит не всегда, что, естественно, накладывает отпечаток на результаты, сроки и затраты. Кроме того, нужно учесть, что внедрение любой ERP-системы – это не столько проект технический, сколько инвестиционный и социальный. Поэтому умение, а главное, опыт организации в подобных работах и контроль за их исполнением является здесь принципиально важным. Как и в любой другой компании, у нас есть как позитивный, так и негативный опыт. Однако, за 13 лет работы на российском рынке, таких примеров единицы. Накопленный опыт позволяет нам уже на первых этапах организации работы либо избежать неоправданного риска, либо убедить заказчика в том, что проект должен проходить по другому сценарию. Один – два первых проекта дают основание скептикам говорить, что SAP – это дорого и долго.

– А какие решения SAP предлагает на российском рынке в области машиностроения?

Я бы заострил внимание на трех продуктах. Во-первых, это корпоративное решение в области планирования, консолидации, бюджетирования и управления персоналом. Во-вторых, это PLM, которое позволяет организовать весь проект от конструкторской разработки самого изделия и заканчивая вопросами его сопровождения в процессе эксплуатации. Российские предприятия выходят на экспортные рынки, а для этого необходимы альянсы. У многих западных компаний уже давно используются ERP-системы. И российские компании должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляют их собственные партнеры, в том числе и в области информационных технологий. Это второе направление, которое мы активно развиваем, и с которым связываем большие перспективы. В-третьих, Package Solution - решение для компаний среднерыночного сегмента. Это преднастроенный продукт для основных областей бизнеса. Он охватывает учет, материально-техническое обеспечение, логистику, продажи и сбыт. Все это естественным образом связано и формирует единый логистический поток. Существует также и финансовый поток, который включает бухгалтерский и налоговый учет, вопросы управления затратами. Мы рассчитываем, что проекты внедрения данного решения будут занимать максимум 15 недель. В машиностроении довольно много средних компаний. И для них принципиальны вопросы бюджета, ресурсов и сроков реализации проектов. Это основная задача Package Solution. Пилотный проект по его внедрению начнется уже в этом году. Я выделил эти стратегические направления, исходя из сегодняшних реалий и потребностей рынка, но это ни в коем случае не умоляет другие области развития бизнеса SAP в России.

– Осуществляете ли вы продажи решений собственными силами или через партнеров? И кого из них можно выделить?

Мы практикуем как прямые продажи, так и продажи через партнеров. Причем, некоторые специализируются только в машиностроении. Среди них я бы, в первую очередь, отметил компанию INMAS GmbH, которая работает сейчас на "ТРВ". Кроме того, компания IBS выстраивает сейчас отдельную sales-структуру, которая будет заниматься только машиностроительными предприятиями. На российский рынок также вышла немецкая IDS Scheer, специализирующаяся только на внедрении решений SAP. Компания имеет большую экспертизу в области металлургии и машиностроения. Число партнеров SAP в машиностроении растет. На сегодняшний день через партнерскую сеть мы продаем mySAP All-in-One. Решение Package Solution, первое время мы будем реализовывать самостоятельно, но со временем, не исключаю, что и через партнеров.

– Какова доля продаж ваших услуг в машиностроительном секторе и какие перспективы видит для себя в будущем?

На сегодняшний день доля продаж SAP в машиностроении не очень велика. Исторически сложилось так, что у компании очень сильные позиции в нефтегазовой отрасли и металлургии. В машиностроении результаты скромней, но мы очень последовательно развиваемся и в перспективе планируем стать ведущим игроком на этом рынке. Все возможности для этого у нас есть: передовые технологии, отраслевые экспертизы и сильные партнеры. Мы будем их всячески поддерживать передавать и развивать новые решения. Это одна из наших основных задач.

– Можно ли сравнивать объемы и темпы роста продаж решений SAP в России и в Европе?

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. В ближайшие три года мы планируем активно расти, на несколько десятков процентов в год. Россия входит в число тех стран, которые развиваются быстрыми темпами и имеют большой потенциал. На уровне европейского руководства SAP России уделяется очень большое внимание как рынку, который имеет хорошие перспективы. И мы ощущаем поддержку коллег.

– Вы имеете в виду именно машиностроительный сектор?

И машиностроительный сектор в том числе. Те изменения, которые происходят сейчас, - акционирование ФГУПов, создание крупных холдингов, - демонстрируют нам заинтересованность правительства в развитии машиностроения. На базе этой отрасли должно строиться в дальнейшем благополучие и развитие всей России. Мировой рост цен на сырье не может продолжаться бесконечно. Наступит и период спада, и мы должны к нему подготовится, не только увеличив наши золотовалютные резервы, но и сформировав серьезную производственную базу. Именно поэтому машиностроение является одной из стратегических отраслей нашей страны, которая должна активно развиваться. И мы будем обязательно принимать в этом непосредственное участие, привнося международный опыт управления, передовых бизнес-моделей и технологий.


Комментарии представителей компаний-партнеров по внедрению решений SAP на отечественных машиностроительных предприятиях:

- Готовы ли отечественные предприятия машиностроительной отрасли для внедрения решений компании SAP?

Пюрвеев Дорджи, старший SAP консультант компании "Ай-Теко":

Готовность предприятий машиностроительной индустрии для внедрения решений SAP на сегодняшний день определенно есть. Если принимать во внимание, что этот сектор экономики не является однородным, то и принципы оценки готовности следует применять индивидуально для каждого предприятия.

Изначально необходимо определить внутренние и внешние факторы среды. В случае оценки внутренних факторов, следует выяснить степень зрелости предприятия – готовность к потреблению услуг высокого уровня, ожидание улучшений внутренних бизнес-процессов, финансовые возможности, производственные потенциалы и т.д. Решения SAP предполагают определенно высокий уровень производственных отношений. Также следует выяснить готовность менеджмента предприятия не только воспринимать, а активно участвовать и применять решения SAP как инструмент достижения стратегических целей. Соотнося эти показатели, можно определить насколько машиностроительная компания и ее менеджмент готовы к нововведениям в области решений SAP.

Тем не менее важно оценить и ряд внешних факторов, оказывающих влияние на принятие решений о внедрении SAP. С этой точки зрения, следует отметить значение таких факторов, как наличие российского представительства SAP, локализация решений для СНГ, поддержка реализации проектов, огромный опыт внедрения, практика партнерства в продвижении решений. Кроме того, рынок специалистов SAP развит и продолжает активно расти. Таким образом, внешняя среда определена и уровень зрелости ее высок.

Если рассмотреть историю внедрений решений SAP в нашей стране, то можно однозначно сделать вывод о высокой востребованности ERP-системы в сырьевых отраслях. Уже существует ряд успешных внедрений, накоплен полезный опыт и сформированы высококвалифицированные команды специалистов, как в консалтинге, так и на самих предприятиях. Результаты внедрений демонстрируют, что возможности решений SAP действительно покрывают большинство бизнес-процессов предприятий машиностроительной индустрии.

Есть понимание, что серьезные игроки на рынке машиностроения управляют своим бизнесом, применяя ERP-системы высокого уровня. И это один из важных факторов, влияющих на конкурентное преимущество товарной продукции. Предлагая возможности по контролю и расширению ассортимента продукции, управлению качеством продукции, применению инноваций и сокращению времени формирования новых продуктов, решения SAP являются именно тем инструментом выработки основных преимуществ, которые позволят производителю увеличить свою рыночную долю и укрепить позиции на рынке.

Леонид Корякин, руководитель проектов внедрения компании INMAS:

Если отвечать буквально на Ваш вопрос, то по многим показателям, безусловно, готовы. Но я бы проблему готовности предприятий к внедрению новых информационных технологий рассматривал несколько под другим углом зрения и переформулировал бы Ваш вопрос следующим образом: "Готово ли руководство отечественных предприятий для внедрения ERP-систем?"

Наш опыт реальных проектов внедрения в России показывает, что на "нижнем" уровне, т.е. у тех пользователей системы, которые непосредственно будут вводить в SAP ERP информацию и проводить ее первичную обработку, как правило, нет "отторжения" системы. Люди устали решать рутинные вопросы предприятия по телефону, собирать информацию "ногами", помногу раз обходя подразделения, перепроверяя полученные сведения, ругаться на оперативках, выясняя, кто же предоставил непроверенные данные. В конечном итоге эти непосредственные исполнители и оказываются виноватыми. Знаете, нервотрепка никому не нравится, да и работать в режиме ликвидации чрезвычайной ситуации тоже. А к интерфейсам ввода и обработки информации привыкают быстро, к тому же хорошая команда внедрения сможет где-то убедить людей, где-то настоять, что такой интерфейс лучше, а где-то и изменить стандартный интерфейс.

Другое дело "среднее" звено. На этом уровне нередко можно встретить сопротивление процессу внедрения системы. Работники этого уровня часто пользуются тем, что знания и умения, которыми они владеют, недостаточно формализованы и плохо зафиксированы в нормативной документации предприятия. Эти знания и умения передаются методом наставничества, от одного сотрудника к другому. Следовательно, появляется возможность диктовать предприятию свои условия. Позицию таких "работников" можно характеризовать следующим образом: "Зачем мне учиться новым технологиям, когда я и так знаю, как это сделать? Ни одна программа не сможет заменить человека/меня". Они боятся потерять свою "уникальность", не понимая, что одна из главных задач SAP, это облегчить работу сотрудника, предоставляя ему необходимую информацию надлежащего качества в нужное место, в необходимое время.

Вот здесь и проявляется ведущая роль первых лиц в готовности предприятия к внедрению новых информационных технологий, их способность проявить волю и добиться выполнения своих указаний и распоряжений, обеспечить рост необходимого уровня знаний своих кадров, создать на базе SAP ERP отлаженную, хорошо действующую организационно-техническую систему. И в итоге, добиться решения главной задачи внедрения системы – сделать свое предприятие наблюдаемым и приспособленным для выработки правильных и своевременных управленческих решений.

Александр Саксин, заместитель директора Департамента корпоративных систем управления IBS:

Машиностроительные компании, на наш взгляд, вполне готовы к внедрению современных ERP-решений и, более того, испытывают достаточно серьезную потребность в мощных инструментах управления.

Сейчас наблюдается устойчивый рост отечественной промышленности – в частности, за 2000-2003 годы промышленный рост составил 30%. При этом объем выпуска в машиностроении и металлообработке растет значительно быстрее, чем в среднем по промышленности. Разумеется, в машиностроительный комплекс входят разные предприятия (как с точки зрения производимой продукции, так и с точки зрения конкурентоспособности и финансового состояния), однако устойчивая положительная динамика наблюдается практически во всех подотраслях. Особенно успешно развиваются ВПК, энергетическое, железнодорожное, авиакосмическое машиностроение.

В то же время, развитие многих машиностроительных предприятий происходит в условиях нарушения воспроизводства мощностей, неблагоприятной конъюнктуры цен, усиления конкуренции на рынках сбыта, давления издержек. Как следствие, предприятия вынуждены искать новые возможности для укрепления конкурентоспособности продукции. В качестве таких возможностей рассматриваются, прежде всего, повышение эффективности производства и оптимизация бизнес-процессов. Поэтому вслед за восстановлением и обновлением основных фондов, освоением новых производственных технологий, машиностроительные предприятия обращаются к современным IT-решениям.

Применение корпоративных управленческих информационных систем уровня SAP позволяет существенно повысить эффективность бизнес-процессов во всем производственном цикле, начиная от заказа, поставок сырья и заканчивая сбытом.

Мы уверены, что интерес к ERP-решениям, который сейчас проявляют машиностроительные предприятия, обусловлен реальными потребностями, и в перспективе спрос на корпоративные системы управления в отрасли будет только расти. Чтобы сосредоточиться на развитии решений именно для этой отрасли, мы даже специально выделили соответствующую практику в структуре Департамента корпоративных систем управления IBS. В нее вошли специалисты с опытом работы в отрасли, которые смогут применять накопленную экспертизу в наших проектах по созданию корпоративных систем на машиностроительных предприятиях.


- В какой момент времени стоит начинать внедрение ERP-системы компании SAP на машиностроительном предприятии, и с внедрения каких модулей оно должно начинаться?

Пюрвеев Дорджи, старший SAP консультант компании "Ай-Теко":

Машиностроительная компания, достигнув уровня зрелости, позволяющего заявить о принятии решения и применении ERP-системы, прежде всего, должна выработать единую стратегию внедрения и пути ее реализации. Следует воспринимать решения SAP как целостную концепцию интегрального управления ресурсами предприятия.

Но в любом случае отечественная действительность выдвигает на первый план вопрос финансирования. Лучшие решения не предполагают дешевизны – исключительность успешного продукта поддерживается высоким уровнем инвестиций разработчика. Это очевидно.

Формируя стратегию внедрения решений SAP, следует решить вопрос о приоритетах в достижении целей внедрения и не только в масштабах сегодняшних задач, но и с точки зрения перспектив развития бизнеса. Возможно, будет лучше обратить внимание на состав ресурсов, которыми следует управлять и выбрать из трех, на мой взгляд, основных – финансы, материальные ценности и человеческий капитал. Таким образом, может быть определена этапность стратегии внедрения. Далее наиболее актуально стоит вопрос управления процессами формирования стоимости продукции – производством.

При детальном рассмотрении активности предприятия можно сделать вывод, что главная направленность построения внедрения решений SAP для предприятий машиностроения заключается в первичном управлении основными данными продукции и дальнейшем влиянии на планирование, материальные потоки, сбыт и т.д. При этом следует обращать внимание на определение плановой и фактической себестоимости продукции и помнить о наукоемкости этого производства. Также важным аспектом является поддержка интеграции с системами автоматизированного проектирования Computer Aided Design (CAD) и применение системного подхода класса Product Data Management (PDM) – управление данными об изделии.

Однако, получая в свое распоряжение лучшие мировые практики, основанные на позитивном опыте десятилетий, заказчик предполагает в решениях SAP наиболее полное отражение специфики ведения российского бизнеса. Хочется упомянуть и о сложных структурах изделий, многовариантности исполнения, подверженности изменениям во времени, а также данности нашей действительности – ГОСТировании, носящем порой рекомендательный характер. Данные ожидания удовлетворяются профессиональным подходом проектной команды, участием собственных специалистов с глубокими познаниями и опытом в области этого бизнеса и, важнейший элемент успеха, спонсорское влияние главного потребителя ERP-системы – представителя или представителей высшего руководства, реально управляющих предприятием.

Леонид Корякин, руководитель проектов внедрения компании INMAS:

Частично я уже ответил на этот вопрос. Как только руководство понимает, что необходимо проводить изменения существующей системы управления предприятием – значит пришла пора начинать внедрение ERP-системы или ее модернизацию, если на предприятии уже действует комплекс программных средств, решающий такого рода задачи.

Насчет первоочередности внедрения конкретных модулей … На это вопрос нельзя ответить однозначно. Все зависит от задач, которые ставит конкретное предприятие, имеющихся у него программных средств, от того ведутся ли данные в одном месте и согласованно ли или существует ситуация "островковой" автоматизации. Очень много факторов принимается во внимание при разработке стратегии внедрения SAP ERP. Пожалуй, я отвечу на Ваш вопрос следующим образом. Без использования модуля финансов (FI), модуля управленческого учета (CO), модуля материального учета (MM) и модуля планирования и управления производством (PP) проект внедрения на машиностроительном предприятии всерьез рассматривать нельзя. А вот какие конкретно функции этих модулей, и в каком порядке следует внедрять на первом, втором, третьем и последующих этапах создания системы управления предприятием на базе SAP ERP это уже вопрос совместной работы предприятии и консалтинговой компании на этапе подготовки проекта внедрения.

Александр Саксин, заместитель директора Департамента корпоративных систем управления IBS:

Мы глубоко убеждены, что реальную отдачу система может дать, если она интегрирована и полностью охватывает бизнес предприятия. Всеобъемлющая автоматизация бизнес-процессов на базе единой интегрированной информационной системы – это цель, к которой надо стремиться.

Вместе с тем, создание такой масштабной системы – проект очень сложный и ресурсоемкий. Поэтому обычно он реализуется поэтапно.

Мы считаем, что начинать внедрение корпоративной информационной системы надо либо с тех бизнес-процессов, которые являются "проблемными" для предприятия, либо с тех, которые могут дать наибольший эффект в короткие сроки.

Например, в холдинге "Руспромавто" решили, что наиболее правильным будет начать с постановки управленческого учета. Поэтому первым проектом там стало внедрение системы формирования консолидированной отчетности на платформе mySAP BI, причем положительный эффект стал очевиден практически сразу после внедрения. Другой заказчик посчитал, что начинать следует с автоматизации снабжения, так как именно здесь заложен наибольший ресурс с точки зрения оптимизации бизнес-процессов. Есть компании, которые на первом этапе внедряют PLM, поскольку для них точки неэффективности лежат именно в этой области.

То есть приоритетные в плане автоматизации бизнес-процессы индивидуальны для каждого предприятия. Обычно мы выявляем эти приоритеты в ходе совместных обсуждений с заказчиком, заранее определяем рамки проекта, возможные выгоды от внедрения, сроки выполнения каждого этапа. Повторюсь, однако, что, на наш взгляд, стратегической целью должно быть создание всеобъемлющей интегрированной системы управления предприятием на единой программной платформе.

Источник информации
Портал машиностроения
Теги
Опубликовано 24.10.2005