Автомобилю "Чайка" исполнилось 30 лет

14 октября 1977 года на Горьковском автозаводе был собран первый автомобиль промышленной партии ГАЗ-14 "Чайка".

В основе архитектурного решения кузова ГАЗ-14 - легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Красивый семиместный автомобиль отличался высоким техническим уровнем и комфортабельностью. Автоматическая коробка передач, усилители рулевого управления и привода тормозов, кондиционирование воздуха и эффективная шумоизоляция создавали особый уровень комфорта пассажирам и водителю. Благодаря удачному сочетанию больших шин и мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы автомобиль ГАЗ-14 имел высокую плавность хода при движении. Салон кузова обогревался тремя отопителями, встроенными в систему охлаждения двигателя. Отсутствие выступающих порогов пола и высокие дверные проемы обеспечивали удобную посадку в автомобиль.

"Чайка" ГАЗ-14 стала своеобразным полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. Именно на этой модели впервые для автомобилей марки "ГАЗ" появились дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов двигателя, бесшкворневая передняя подвеска, фароочистители, замки дверей с электромагнитной блокировкой, закрытая система охлаждения с антифризом и электровентилятором радиатора, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, электрообогрев заднего стекла. Автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении.

На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/ч.

Большинство 14-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако по спецзаказам на автомобиль могла быть установлена застекленная перегородка между водительским и пассажирским отделением.

По спецзаказу Министерства обороны на базе ГАЗ-14 была разработана модификация "Чайки" с  открытым кузовом для приема военных парадов – ГАЗ-14-05. Один из автомобилей ГАЗ-14-05 находится в Музее истории Горьковского автозавода. 

Большой вклад в создание автомобиля "Чайка" ГАЗ-14 внесли конструкторы В. Н. Носаков, Н. А. Юшманов, Ю. И. Докукин, В. И. Борисов, А. В. Ткачев, Б. Д. Свирский, А. Ю. Чистяков, Л. Д. Кальмансон, дизайнер С. В. Волков и другие специалисты, работавшие под руководством главного конструктора завода А. Д. Просвирнина.

Машины ГАЗ-14 "Чайка" предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом. К сожалению, "Чайка" ГАЗ-14 выпускалась относительно недолго для автомобилей такого класса – всего 11 лет. В разгар перестроечной кампании в период "борьбы с привилегиями" производство этого представительского автомобиля в 1988 году было в принудительном порядке прекращено.

Всего Горьковский автозавод выпустил  1 114 автомобилей ГАЗ-14 "Чайка".

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 12.10.2007