29 января 1932 с конвейера Нижегородского (Горьковского) автомобильного завода сошел первый полуторатонный грузовой автомобиль НАЗ-АА – родоначальник всех автомобилей марки "ГАЗ" (это имя машина носила до октября 1932 года, позднее – ГАЗ-АА). А уже 4 июля 1932 года десять "полуторок" отправились в первый испытательный автопробег по маршруту: Нижний Новгород – Москва – Псков – Витебск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород.
Задача пробега состояла с том, чтобы проверить надёжность и качество первых автомобилей Нижегородского автозавода, подвергнув их самому серьёзному испытанию.
Нижегородские "полуторки" прошли по дорогам России и Белоруссии более 3200 километров и вернулись в родной город без поломок и существенных нареканий. Это стало отправной точкой для дальнейшего увеличения объёмов их производства, выпуск "полуторок" в то время составлял 60 машин в день.
ГАЗ-АА был оснащён 4-цилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач, имел скорость 70 км в час. Грузовики безотказно служили во всех отраслях народного хозяйства. Их можно было встретить буквально в любом уголке страны. ГАЗ-АА были простыми, маневренными и очень надёжными машинами.
Во время Великой Отечественной войны вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками легла на Горьковский автомобильный завод. В ходе войны ГАЗ-АА были максимально упрощены (брезентовая кабина без дверей или с деревянными дверцами, без бампера и тормозов передних колёс, со сварными крыльями из кровельного железа и одной фарой, а у кузова открывающимся был только задний борт) и получили индекс ГАЗ-ММ. Эти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими тяговыми качествами и проходимостью. Кроме того, на базе "полуторки" выпускались трёхосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные машины ГАЗ-60, газогенераторные ГАЗ-42 и ГАЗ-43, автобусы ГАЗ-03-30 и ГАЗ-55 (санитарный).
Исключительно важную роль ГАЗ-АА сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осаждённого города с внешним миром. Более 40 млн. километров наездили газовские "полуторки" по знаменитой "Дороге жизни" только в 1941 году.
Эвакуировали более полумиллиона человек и доставили 361 тыс. тонн различных грузов.
"Полуторка" выпускалась до 1949 года, всего было изготовлено около миллиона автомобилей.
75 лет назад стартовал первый испытательный пробег легендарных "полуторок" производства Горьковского автозавода
Источник информации
Портал машиностроения