75 лет назад стартовал первый испытательный пробег легендарных "полуторок" производства Горьковского автозавода

ГАЗ-АА29 января 1932 с конвейера Нижегородского (Горьковского) автомобильного завода сошел первый полуторатонный грузовой автомобиль НАЗ-АА – родоначальник всех автомобилей марки "ГАЗ" (это имя машина носила до октября 1932 года, позднее – ГАЗ-АА). А уже 4 июля 1932 года десять "полуторок" отправились в первый испытательный автопробег по маршруту: Нижний Новгород – Москва – Псков – Витебск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород.

Задача пробега состояла с том, чтобы проверить надёжность и качество первых автомобилей Нижегородского автозавода, подвергнув их самому серьёзному испытанию.

Нижегородские "полуторки" прошли по дорогам России и Белоруссии более 3200 километров и вернулись в родной город без поломок и существенных нареканий. Это стало отправной точкой для дальнейшего увеличения объёмов их производства, выпуск "полуторок" в то время составлял 60 машин в день.

ГАЗ-АА был оснащён 4-цилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач, имел скорость 70 км в час. Грузовики безотказно служили во всех отраслях народного хозяйства. Их можно было встретить буквально в любом уголке страны. ГАЗ-АА были простыми, маневренными и очень надёжными машинами.

Во время Великой Отечественной войны вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками легла на Горьковский автомобильный завод. В ходе войны ГАЗ-АА были максимально упрощены (брезентовая кабина без дверей или с деревянными дверцами, без бампера и тормозов передних колёс, со сварными крыльями из кровельного железа и одной фарой, а у кузова открывающимся был только задний борт) и получили индекс ГАЗ-ММ. Эти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими тяговыми качествами и проходимостью. Кроме того, на базе "полуторки" выпускались трёхосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные машины ГАЗ-60, газогенераторные ГАЗ-42 и ГАЗ-43, автобусы ГАЗ-03-30 и ГАЗ-55 (санитарный).

Исключительно важную роль ГАЗ-АА сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осаждённого города с внешним миром. Более 40 млн. километров наездили газовские "полуторки" по знаменитой "Дороге жизни" только в 1941 году.

Эвакуировали более полумиллиона человек и доставили 361 тыс. тонн различных грузов.

"Полуторка" выпускалась до 1949 года, всего было изготовлено около миллиона автомобилей.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 04.07.2007