Специалисты ВНИИНМ им. А.А. Бочвара (АО "ВНИИНМ", предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ") завершили разработку элементной базы для активной зоны реакторной установки сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер".
В рамках проекта по заказу АО "ОКБМ Африкантов" были выпущены технические проекты пускового источника нейтронов, тепловыделяющего элемента (твэла) и стержня выгорающего поглотителя. Кроме того, разработана и поставлена на производство на Чепецком механическом заводе (АО "ЧМЗ", предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ") кессонная труба из циркониевого сплава Э635, используемая для размещения стержней компенсирующих групп системы управления и защиты реактора.
Ледокол следующего поколения "Лидер" будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, в 1,8 раза более мощных по сравнению с реакторами РИТМ-200, созданными для новейших универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (головное судно серии – "Арктика", строятся ледоколы "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка"). В отличие от универсальных атомных ледоколов, пригодных для работы не только на глубокой воде, но и в устьях полярных рек, "Лидер" будет отличаться прежде всего мощью. Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 метров. Ледокол будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути.
"Топлива "Лидеру" понадобится в 1,4 раза больше, чем "Арктике", поэтому количество твэлов было увеличено. Кроме того, в отличие от установок РИТМ-200, реакторы РИТМ-400 будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля" - подчеркнул директор научно-исследовательского твэльно-топливного отделения АО "ВНИИНМ" Геннадий Кулаков.
Как и у "Арктики", активная зона "Лидера" будет отличаться повышенным сроком эксплуатации ядерного топлива. Если на действующих атомных ледоколах перегрузка топлива осуществляется раз в 5-6 лет, то в активную зону РИТМ-400 свежее топливо можно будет загружать раз в 10 лет.
Ядерное топливо для всех ледокольных установок и плавучей атомной теплоэлектростанции производит Машиностроительный завод (ПАО "МСЗ"), предприятие топливной компании Росатома "ТВЭЛ" в г. Электросталь Московской области. "Предприятия Топливной компании Росатома "ТВЭЛ" более 60 лет занимаются разработкой и производством топлива для атомных ледоколов. Эти компетенции уже находят применение в создании топлива для АЭС малой мощности, которые считаются одной из перспективных технологий для энергетики XXI века. Первая плавучая АЭС имеет две ледокольные реакторные установки КЛТ-40С, в настоящее время разрабатывается топливо для первой российской наземной АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200", - отметил вице-президент по научно-технической деятельности и качеству АО "ТВЭЛ" Александр Угрюмов.
В рамках проекта по заказу АО "ОКБМ Африкантов" были выпущены технические проекты пускового источника нейтронов, тепловыделяющего элемента (твэла) и стержня выгорающего поглотителя. Кроме того, разработана и поставлена на производство на Чепецком механическом заводе (АО "ЧМЗ", предприятие Топливной компании Росатома "ТВЭЛ") кессонная труба из циркониевого сплава Э635, используемая для размещения стержней компенсирующих групп системы управления и защиты реактора.
Ледокол следующего поколения "Лидер" будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, в 1,8 раза более мощных по сравнению с реакторами РИТМ-200, созданными для новейших универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (головное судно серии – "Арктика", строятся ледоколы "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка"). В отличие от универсальных атомных ледоколов, пригодных для работы не только на глубокой воде, но и в устьях полярных рек, "Лидер" будет отличаться прежде всего мощью. Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 метров. Ледокол будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути.
"Топлива "Лидеру" понадобится в 1,4 раза больше, чем "Арктике", поэтому количество твэлов было увеличено. Кроме того, в отличие от установок РИТМ-200, реакторы РИТМ-400 будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля" - подчеркнул директор научно-исследовательского твэльно-топливного отделения АО "ВНИИНМ" Геннадий Кулаков.
Как и у "Арктики", активная зона "Лидера" будет отличаться повышенным сроком эксплуатации ядерного топлива. Если на действующих атомных ледоколах перегрузка топлива осуществляется раз в 5-6 лет, то в активную зону РИТМ-400 свежее топливо можно будет загружать раз в 10 лет.
Ядерное топливо для всех ледокольных установок и плавучей атомной теплоэлектростанции производит Машиностроительный завод (ПАО "МСЗ"), предприятие топливной компании Росатома "ТВЭЛ" в г. Электросталь Московской области. "Предприятия Топливной компании Росатома "ТВЭЛ" более 60 лет занимаются разработкой и производством топлива для атомных ледоколов. Эти компетенции уже находят применение в создании топлива для АЭС малой мощности, которые считаются одной из перспективных технологий для энергетики XXI века. Первая плавучая АЭС имеет две ледокольные реакторные установки КЛТ-40С, в настоящее время разрабатывается топливо для первой российской наземной АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200", - отметил вице-президент по научно-технической деятельности и качеству АО "ТВЭЛ" Александр Угрюмов.
Источник информации
Отрасли