Управленческая команда "АвтоВАЗа" - аутсайдер рейтинга эффективности российских топ-менеджеров

Информационная группа Finam.ru подготовила рейтинг эффективности менеджмента крупнейших российских публичных компаний. Основой исследования стали оценки аналитиков и инвесторов, работающих на отечественном фондовом рынке. По их мнению, наиболее высокую квалификацию сейчас демонстрируют управленцы "Северстали", "Лукойла" и "Норильского никеля". Явный аутсайдер – менеджерская команда "АвтоВАЗа".

Наибольшее количество высоких оценок (4 и 5 баллов) в итоговой таблице рейтинга набрала "Северсталь" - 74,7% от общего количества. Однако,  далеко не все инвесторы информированы о специфике управления компанией – какое-то мнение по этому поводу имели лишь 58,6% респондентов. В этом плане более привлекательно выглядит занявший второе место "Лукойл". Он получил оценки от 71% участников опроса, стал лидером по числу полученных высших "баллов" (27,8%), в сумме набрав 73,9% положительных оценок. Кроме того, по мнению инвесторов, заметно опережают другие компании управленческие команды "Норильского никеля" (70% позитивных оценок), "Вымпелкома" (60%) и "Балтики" (56,8%).

"На первый взгляд, лидерство "Северстали" выглядит несколько удивительным, однако оно хорошо объясняется тем, что в период проведения исследования активно обсуждалась сделка с Arcelor. Это, безусловно, положительно сказывалось как на мнении голосовавших об эффективности менеджмента, так и на узнаваемости компании в целом. Касаемо "Лукойла", "Норильского никеля" и "Вымпелкома", очевидно сказывается тот факт, что это - одни из наиболее публичных в самом широком смысле компаний на российском фондовом рынке, с максимальной долей миноритарных инвесторов, с наиболее развитыми стандартами отношений с ними", - считает руководитель проекта "Finam-Рейтинг" Сергей Кудряшов.

Явный аутсайдер рейтинга эффективности – управленческая команда "АвтоВАЗа", получившая 72,4% низших оценок, причем 40,8% инвесторов считают топ-менеджмент автоконцерна "практически неэффективным". Волжский завод заметно опередил других эмитентов с негативно воспринимаемым руководством. Так, команда "Транснефти" получила 48,9% отрицательных оценок, МТС – 46,5%, "Мосэнерго" - 44%, МГТС – 42,7%.

"Закрытость "АвтоВАЗа", абсолютно непрозрачная структура собственности и процедур по смене менеджмента вызывают вопросы и настороженность у инвесторов и аналитиков. Появление "Транснефти" среди аутсайдеров, очевидно, объясняется, прежде всего, арестом акций компании, а вот в случае с МТС можно говорить о разочаровании инвесторов в динамике развития эмитента, что большинством, вероятно, расценивается как неэффективность в кадровой политике", - считает г-н Кудряшов.

Первую строчку в "рейтинге узнаваемости" занял "Газпром", получивший оценки от 74,1% респондентов. Правда, наиболее распространенная из них – "тройка" (34,2%), одинаковое количество инвесторов (по 13,3%) дали менеджменту газовой монополии наиболее высокий и наиболее низкий баллы. Все это не позволило "национальному достоянию" войти в первую десятку рейтинга эффективности. В первой пятерке компаний с высоким уровнем узнаваемости, наряду с "Газпромом" и "Лукойлом", также расположились РАО "ЕЭС" (72,2%), "Сбербанк" (71%), "Сургутнефтегаз" (67,9%) и "Норильский никель" (67,9%).

Справка

Исследование на тему "Эффективность топ-менеджмента российских компаний" было осуществлено информационной группой Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга "ФИНАМ") в рамках проекта "Finam-Рейтинг" на основе опроса участников российского фондового рынка. Им было предложено оценить эффективность работы первых лиц крупнейших российских корпораций по пятибальной шкале, где  1 – это практическая неэффективность, а 5 - максимально высокий уровень эффективности. Итоговые результаты определялись по принципу: количество голосов, поданное за ту или иную оценку, в процентах к количеству всех оценок данной компании.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 13.07.2006