КАМАЗ решил потеснить китайцев в Казахстане

Андрей Сердечнов

КАМАЗ и две казахстанские компании создали СП по производству автобусов для того, чтобы занять нишу на казахстанском рынке, в настоящее время заполненную китайскими автобусами.

В Казахстане только что создано СП Neobus по производству автобусов, учредителями которого стали ОАО «КАМАЗ», АО «Астана-Финанс» и ЗАО «ЦАТЭК» (Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания). Данное СП образовано в рамках консорциума «Казахстан-КАМАЗ», цель работы которого – создание сборочных производств автомобилей и спецтехники КАМАЗа на территории этой страны. СП Neobus начнет выпускать автобусы малого и большого класса на базе шасси КАМАЗа, которые будут продаваться на внутреннем рынке. Планы КАМАЗа и его компаньонов достаточно амбициозны – СП планирует занять внушительную часть казахстанского рынка автобусов, потребность которого, по оценкам учредителей Neobus, составляет 4-4,5 тыс. машин в год. Ситуацию осложняет то, что рынок Казахстана сегодня заполнен дешевыми автобусами китайского производства. Поэтому продукции СП, созданного по инициативе КАМАЗа, будет очень сложно конкурировать с продукцией китайского автопрома, если, конечно, правительство Казахстана радикально не ограничит ее импорт.

Консорциум «Казахстан-КАМАЗ» был создан 1 июля 2003 г. В его цели, в частности, входят производство комплектующих для сборки автомобилей этой марки, организация восстановительного ремонта техники КАМАЗа, организация сборочного производства колесных тракторов с использованием узлов и агрегатов российской автомобильной компании и т. д. Доля ОАО «КАМАЗ» в консорциуме составляет 20%, доля АО «Астана-Финанс» – 15%, по 10% в консорциуме имеют АО «Семипалатинский машиностроительный завод», АО «Искер», ТОО «Акмолинский автоцентр «КАМАЗ», ТОО «КЗРД», «НК «Казахстан-Инжиниринг» и по 5% – ЗАО «ЦАТЭК», АО «Испат-Кармет», АО «Казахстантрактор». На сегодняшний день уже очевидно, что создание консорциума упрочило позиции КАМАЗа в Казахстане. Так, в 2004 г. было реализовано 2,5 тыс. ед. автотехники КАМАЗа (+40% по сравнению с 2003 г.).

Перспективный проект консорциума, который будет активно реализовываться в ближайшие годы, – это производство автобусов в рамках недавно созданного совместного предприятия Neobus. Первое общее собрание его учредителей состоялось 28 декабря 2004 г. в г. Кокшетау, а официально о начале работы СП было заявлено уже 8 февраля. По словам генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина, его предприятие и другие акционеры Neobus готовы инвестировать средства и создавать новые сборочные производства, рассчитывая при этом на разумную государственную поддержку со стороны правительства республики Казахстан, особенно в свете грядущего вступления в ВТО. Для этого участники консорциума разработают и предложат на рассмотрение правительства комплекс защитных мер и экономического стимулирования автомобилестроения в Казахстане.

Подробнее планы СП в Казахстане на КАМАЗе пока не комментируют. Между тем, по предварительным данным, обнародованным АО «Астана-Финанс», местом расположения производственных мощностей совместного предприятия определен г. Кокшетау, инвестиции в проект составят около 20-30 млн. долл. А объемы планируемого производства в первый год работы завода составят 1,5 тыс. автобусов малой вместимости (20 посадочных мест) и 200 автобусов большой вместимости. Известно, что автобусы будут производиться на базе шасси КАМАЗа, при этом комплектующие станут выпускаться преимущественно на казахстанских предприятиях.

То, что сборка автобусов стала одним из приоритетных направлений развития КАМАЗа в Казахстане, нет ничего удивительного, поскольку опыт производства автобусов у ОАО «КАМАЗ» имеется. Как пояснили RBC daily в пресс-службе камского автозавода, у группы компаний «КАМАЗ» есть «дочка» – «НефАЗ» (51% акций этого ОАО принадлежит КАМАЗу), которая производит автобусы большого класса и, по собственным данным, занимает в этом сегменте более 25% российского рынка. А в рамках СП КАМАЗ со своими партнерами планируют занять внушительную часть казахстанского рынка автобусов, потребность которого, по оценкам консорциума, составляет 4-4,5 тыс. машин в год.

Ситуацию осложняет то, что в настоящее время рынок Казахстана заполнен продукцией китайского производства. Наиболее широко представлены автобусы Shaolin Mercedes – 9-10-метровые городские автобусы и 8-метровые маршрутки. Они появились в Казахстане в 2003-2004 гг. по необычайно низкой цене и уже успели заполонить рынок. В частности, Shaolin Mercedes малого класса стоит 14 тыс. 700 долл. За эти деньги потребитель получает пригородный автобус с одной автоматической дверью, мягким салоном на 20 мест и аудиосистемой. В результате на сегодняшний день китайские автобусы сотнями разъезжают по городам Казахстана.

В этих условиях руководству СП придется серьезно постараться для того, чтобы его продукция заняла свою нишу на рынке. «Несмотря на то, что любая продукция китайского производства традиционно в нашем понимании имеет ореол низкого качества, сегодня китайские автобусы, а тем более автобусы Shaolin Mercedes, сложно упрекнуть в том, что они недостаточного качества. А вдобавок к этому они еще и дешевы. Поэтому можно прогнозировать, что продукции СП, созданного по инициативе КАМАЗа, будет очень сложно конкурировать с «китайцами», – комментирует RBC daily ситуацию Евгений Шаго, аналитик ГК «Регион». – Единственное, что теперь учредители СП, на правах инвесторов в экономику страны, могут требовать у правительства Казахстана ужесточения таможенного режима в отношении автобусов, ввозимых из Китая. Если такие меры будут приняты, то расширение КАМАЗом своего влияния в Казахстане будет вполне оправданным».

Источник информации
Опубликовано 10.02.2005