"АвтоВАЗ" и "ЛУКОЙЛ" заключили соглашение о сотрудничестве на три года

"АвтоВАЗ" и "ЛУКОЙЛ" заключили соглашение о сотрудничестве на три года. Кооперация будет заключаться в поставках моторных и трансмиссионных масел и бензина производства "ЛУКОЙЛа" на автозавод, а также в совместной разработке новых видов масел и спонсировании автоспорта. Как заявляют партнеры, им удалось избавиться от посредников и сократить конечную цену продукции. Между тем, по мнению экспертов, новое соглашение всего лишь закрепляет уже существующее положение дел.

По итогам 2005 г. "ЛУКОЙЛ" занимает первое место в России по объему добычи нефти (90,1 млн. т) и ее переработке (47,3 млн. т). Менеджмент компании контролирует около 20,6% ее акций, ConocoPhillips по состоянию на конец марта 2006 г. – 17,1%, российские физлица – 3,9%, остальные акции торгуются на биржах. В 2005 г. ОАО "АвтоВАЗ" произвел 721,5 тыс. автомобилей. Общий объем выпущенной продукции составил 130,2 млрд. руб. В России было продано 704 тыс. автомобилей, на экспорт ушло 96,5 тыс.

Первый вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Владимир Некрасов и вице-президент ОАО "АвтоВАЗ" Николай Мальцев подписали вчера соглашение о сотрудничестве на 2006–2009 г. г. Оно предполагает закупку горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей производства ЛУКОЙЛа для нужд "АвтоВАЗа". В частности, планируется использовать моторные и трансмиссионные масла "ЛУКОЙЛа" для первой заливки автомобилей. По словам г-на Некрасова, на один автомобиль приходится 4–5 л моторного масла. При объеме производства в 700 тыс. автомобилей в год речь идет о поставке 2,5 тыс. т масел ежегодно. Кроме того, теперь автомобили производства "АвтоВАЗа" планируется заправлять трансмиссионными маслами и бензином производства "ЛУКОЙЛа". Правда, по словам Владимира Некрасова, речь идет о небольших объемах бензина: около 10 тыс. т в год. Также "АвтоВАЗ" будет рекомендовать владельцам автомобилей Lada и станциям техобслуживания применять масла "ЛУКОЙЛа". По словам г-на Некрасова, заключенное соглашение позволит "ЛУКОЙЛу" увеличит продажи масел. "Если в автомобиль с самого начала заливается ЛУКОЙЛ и завод рекомендует ЛУКОЙЛ, то потребитель, скорее всего, и дальше будет пользоваться нашими маслами", – сказал он.

По словам г-на Мальцева, сегодня 90% масел на "АвтоВАЗ" поставляет "ЛУКОЙЛ", остальное приходится на спецмасла, а также на поставки ЮКОСа. По словам г-на Некрасова, до сих пор отношения поставщика с заводом не были систематизированы, значительная часть контрактов шла через посредников. Однако теперь поставки будут идти напрямую. "Политика завода – не работать с монопольными поставщиками. Поэтому у нас есть договоры с фирмами в Тольятти, которые могут поставить масла в случае сбоев", – сказал Н. Мальцев. По словам В. Некрасова, избавление от посредников позволяет снизить конечную цену продукта. "Хотя выгоду от экономии получает прежде всего "АвтоВАЗ", это и в наших интересах", – сказал г-н Некрасов. В соответствии с соглашением "АвтоВАЗ" и "ЛУКОЙЛ" планируют сотрудничать при разработке новых видов масел, а также направлять часть прибыли на разработку новых автомобилей для спортивных автомобильных соревнований.

"ЛУКОЙЛ" – крупнейший производитель масел в России, а "АвтоВАЗ" – крупнейший производитель легковых автомобилей, и появление такого соглашения логично", – считает аналитик ЦИК ННР "КОРТЕС" Павел Строков. Кроме того, по его словам, договориться о сотрудничестве партнерам было нетрудно: "ЛУКОЙЛ" – прогосударственная нефтяная компания, а "АвтоВАЗ" находится под управлением государственного "Рособоронэкспорта". По словам источника RBC daily, знакомого с ситуацией, до прихода "Рособоронэкпорта" на "АвтоВАЗ" соглашения завода и "ЛУКОЙЛа" были краткосрочными и невыгодными для завода. "У "ЛУКОЙЛа" крайне небольшой объем выручки приходится на масла, – уверен аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев. – 2,5 тыс. т масел стоят около 1 млн. долл. Это смешные цифры для "ЛУКОЙЛа", тем более что он и так уже поставляет 90% всего объема". Между тем, по мнению Павла Строкова, с точки зрения оптимизации логистики было бы логично закупать масла с завода ЮКОСа в Самаре.

"Избавление от посредников – задача номер один для руководства "АвтоВАЗа", – напоминает генеральный директор Hatch РБС Александр Либеров. – Но в случае с ГСМ доля посредников была очень мала. "ЛУКОЙЛ" давно поставляет большую часть масел на завод". Между тем, по мнению эксперта, заключение подобного соглашения позволяет фиксировать цены и планировать расходы в рамках не только существующих, но и будущих проектов. По мнению г-на Строкова, сообщение о подписании соглашения с "АвтоВАЗом", которое всего лишь закрепляет уже существующее положение дел, может быть спланированной PR-акцией, ориентированной на российские автосборочные производства. "Помимо масел, пригодных для эксплуатации отечественных двигателей, "ЛУКОЙЛ" выпускает масла и более высоких классов. Конечно, они заинтересованы в том, чтобы поставлять масла и на эти производства", – считает эксперт. 

Источник информации
Опубликовано 07.07.2006