"ГАЗ" 28 июня 1946 года начал выпуск легковых автомобилей "Победа"

Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля "ГАЗ" получил в декабре 1941 года, но в это время автозавод был полностью переориентирован на выпуск военной техники. Работы над машиной начались в 1943 году, сразу после победы под Сталинградом. Даже после бомбёжек летом 1943 года, когда завод был на грани остановки, работы над автомобилем не прерывались. Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года. А 19 июня 1945 года в Москве состоялся показ "Победы" Сталину, на котором и было получено разрешение назвать автомобиль этим именем. Массовое производство "Победы" началось в 1946 году.

Автомобилю ГАЗ-М-20 было суждено стать не просто этапным, а вписать славную страницу в историю отечественного и мирового автомобилестроения. Ему выпала особая роль. Он стал родоначальником послевоенного поколения газовских автомобилей, воплотив в себе немало существенных конструктивных новшеств.
 
Это была  настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события и обогнать время. Это была победа над консерватизмом советской конструкторской школы того времени. "Победа", созданная коллективом под руководством главного конструктора "ГАЗа" А. Липгарта, –  первый отечественный автомобиль, не скопированный с зарубежного аналога, подобно своим современникам – ЗИС-110 и "Москвич-401". Более того, "Победа" послужила примером для подражания: в частности, английский "Standard Vanguard" 1947 года был практически точной её копией.

Секрет успеха "Победы" – в самом принципе конструирования машины: не повторение освоенных моделей, а  создание автомобиля, опережающего  достигнутый уровень техники.
 
ГАЗ-М20 был первым отечественным автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. Сделано это было не только ради внешнего дизайна: упрощенная форма боковин позволила ускорить и удешевить процесс изготовления кузовных штампов, а также добиться отличных аэродинамических показателей. Форму кузова "Победы" предложил молодой дизайнер В. Самойлов. Кузов отличался продуманностью формы и законченностью линий. Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. Именно на "Победе" впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, а также звуковой сигнал высокого и низкого тонов. С тех пор двухтоновый сигнал стал фирменной особенностью автомобилей марки "ГАЗ". Машина также имела независимую подвеску передних колёс (впервые на автомобилях "ГАЗ"), гидравлический привод тормозов, 3-ступенчатую коробку передач с синхронизаторами и V-образное лобовое стекло, что стало отличительной особенностью этой модели.

Автомобиль имел комфортабельный салон, в котором свободно располагались 5 человек. При снаряженной массе 1,46 т наибольшая скорость "Победы" составляла 105 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимал 46 секунд, а расход топлива – 11 л на 100 км. Для обеспечения  экономичности был выбран четырёхцилиндровый двигатель рабочим объемом 2,1 литра вместо шестицилиндрового, предполагавшегося в первоначальном варианте.

Улучшилась посадка, появился отопитель, так что водители могли пренебречь инструкцией, согласно которой обязаны были возить с собой мешочек с солью для протирки замёрзших  стекол. В задней части кузова  располагался ёмкий багажник, в котором помещалось запасное колесо. "Победу" сразу же заметили за рубежом и оценили  конструкторские и технические достоинства машины. Именно с ГАЗ-М20 начинается экспорт автомобилей "ГАЗа".

"Победа" неоднократно модернизировалась. Наряду с базовой моделью с кузовом "седан" выпускались модификации с кузовом "кабриолет", а также  такси и "скорая помощь". Во время освоения целинных земель был создан комфортабельный внедорожник ГАЗ-М72, не имеющий в ту пору аналогов  в мировом автомобилестроении.
 
Самую сильную сторону "Победы" - способность работать на любых дорогах - отмечает энциклопедия по истории автомобилестроения Джорджано.

За 12 лет (1946 – 1958) с конвейера завода сошли 235999 "Побед". Польская же вариация этого автомобиля под названием "Варшава-223" производилась вплоть до 1973 года и превзошла по численности выпуска свой оригинал – их было выпущено 253 тысячи. Это говорит о внушительном успехе  творческого коллектива инженеров и техников завода, в состав которого входили Ю. Сорочкин, Л. Косткин, Н. Мозохин, Г. Вассерман, А. Кириллов и другие. За создание конструкции и организацию производства "Победы" большая группа работников завода была удостоена Государственной премии.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 29.06.2006